Владельцы автомобилей с армянскими номерами оказались в весьма непростой ситуации. Югорчанам выписывают протоколы по статьям 12.1 и 12.3 Кодекса об административных правонарушениях, а машины попадают на штрафстоянки. Первая статья наказывает за управление автомобилем, не зарегистрированном в установленном порядке. В данном случае речь идет о езде дольше десяти дней, которые отводятся на перерегистрацию транспортного средства. По первой части статьи 12.3 КоАП водителей привлекают к ответственности за отсутствие необходимых регистрационных и таможенных документов. Владельцы машин с армянскими номерами с такими трактовками законов не согласны. Впервые такую машину изъяли в декабре 2019-го, транспорт по сей день стоит на территории таможенного поста в Нижневартовске. Объединившиеся владельцы, как они сами говорят, «арммобилей», обратились в редакцию «Сургут 24», чтобы мы помогли осветить ситуацию, в которой они оказались из-за ужесточения правил использования этих машин в России. Владельцы иностранных авто задаются вопросами: почему на границе беспрепятственно разрешен ввоз таких иномарок? Как вернуть машины обратно в Армению? Найдут ли ведомства компромисс для свободного передвижения иностранных авто? Мы попытались разобраться в ситуации. Бадриддин Додов, житель Лангепаса, в марте прошлого года приобрел в Армении автомобиль. Покупка была очень выгодной, обошлась дешевле аналогичной на российском авторынке. Почти год он беспрепятственно ездил по Югре, Тюменской области и Уралу, даже заплатил несколько штрафов за превышение скорости, попав на камеры. В общем, проблем никаких, но... В 2014 году Армения подписала договор о вступлении в Евразийский экономический союз. Фактически страна вошла в него в 2020-м. Чуть больше шести лет назад при ввозе в Россию машины из Армении нужно было заплатить примерно десять процентов от ее стоимости. Однако после включения соседей в ЕАЭС, заработали другие тарифы, в пять раз большие. «Я когда проехал таможню, там же, на таможне Верхний Ларс, сказали, что не нужно никакой декларации. Нет, ничего не надо, это товар таможенного союза, ничего не надо. Свободно можете передвигаться в Россию. Я же по зеленому коридору проехал, не через переулок какой-то. Я через таможню проехал», – недоумевает житель Лангепаса. Какое-то время проблем с автомобилями с армянскими номерами в регионе не было. Однако год назад все изменилось. Шесть лет при растаможке транспорта из Армении можно было выбирать, по какому тарифу ввозить машину в Россию – по старому, десятипроцентному, или по евразийскому, что 50 процентов от стоимости ТС. Логично, выбирали, что дешевле. Теперь таможенные пошлины льготными быть перестали. Более того, разницу нужно доплатить и перерегистрировать авто по российским законам. В противном случае, – штрафы. Югорчане создали чат в мессенджере, где более ста единомышленников сообщают последние новости. Есть те, кто, услышав резонанс вокруг ситуации, оставили машины, им уже дали название – «арммобили», в гараже. Или вовсе, заказав автовоз, отправили иномарку обратно в Армению. Олеся Стерехова вспоминает, как в ноябре 2020-го к ней приехали сотрудники ГИБДД: «Пришли домой, сказали, что надо проехать в ГИБДД. Я говорила, что у меня автомобиль на летней резине. Сотрудник ДПС сам сел за руль. Даже не дав дописать мне объяснительную, проехали в ОВД и там вызвали таможню. Вечером уже приехали, начали оформлять документы. Я ничего не подписала. Погрузили мой автомобиль на эвакуатор и забрали. На данный момент сказали, моя машина в Росимуществе, передана уже. И вообще я не знаю, где у меня находится автомобиль». Принято считать, что владельцы авто с армянскими номерами избегают оплаты штрафов. То есть в российской базе ГИБДД их нет, а следовательно, камеры фото- и видеофиксации нарушений таких машин не видят. Югорские водители с подобной позицией не согласны. По приезду в округ они уведомили о своих авто и адресах проживания Госавтоинспекцию. «И один штраф по камере я оплатила, так что это неправда, когда СМИ говорят, что эти штрафы не идут. Было бы желание, все давно уже оплатили эти штрафы», – рассказала владелец изъятого автомобиля с армянскими госномерами из Нижневартовска Анаит Галстян. Здесь в силу вступает федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств». Он гласит, что через десять дней после покупки автомобиля в Армении его обязаны поставить на учет в России. «Невыполнение указанных требований законодательства, выраженные в управлении транспортным средством, незарегистрированным в установленном порядке по истечению установленного срока, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ и предусматривает за собой наложение административного штрафа от 500 до 800 рублей. В случае повторного нарушения – в размере 5 тысяч рублей либо лишением права управления на срок от одного до трех месяцев», – объяснила инспектор по исполнению административного законодательства ОГИБДД УМВД России по Сургуту Юлия Умархаджиева. Если у владельца «арммобиля» отсутствуют необходимые регистрационные и таможенные документы, его могут привлечь к ответственности по части первой статьи 12.3 КоАП. Это штраф в размере пятисот рублей и риск остаться без транспортного средства. Авто могут задержать. Чтобы избежать такого развития событий, нужно растаможить машину. Как раз с поправкой на новые тарифы. «Я купил «Тойотау-Альфарду», минивен семейный. У меня пятеро детей, семья большая, поэтому я и купил его. Как я могу ее растаможить, если растаможка стоит в три раза дороже самой машины? Какой может быть растаможка!? Даже не знаю», – возмущается Бадриддин Додов. Владельцам, чье авто изъяли, необходимо в течение тридцати дней с момента задержания задекларировать товар и доплатить таможенные пошлины. Иначе сотрудники ФТС вправе передать его в Росимущество для дальнейшей продажи в счет бюджета страны. К слову, юристы уверяют, что автовладельцам можно побороться. «Надежда, конечно же, есть. Не то, что есть. Для нас она как для группы адвокатов, группы юристов очевидна. Мы усматриваем определенные неточности. Определенные правовые коллизии в таможенном законодательстве. Я говорю о 289 Федеральном законе и сопряженном с ним таможенном кодексе ЕАЭС», – подчеркнул генеральный директор ООО «Правовед», г. Краснодар, таможенный юрист Дмитрий Константинов. При уплате разницы сумм таможенных платежей, установленных Евразийским экономическим союзом и Арменией, машина получит статус товара ЕАЭС. А если еще и перерегистрировать, то претензий к авто и вовсе не будет. «Транспортные средства, ввезенные из третьих стран и оформленные на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года по ставкам, действующим в республике Армения, которые значительно отличаются от ставок таможенных пошлин налогов Евразийского экономического союза, имеют в России статус иностранных товаров», – прокомментировала пресс-секретарь Тюменской таможни Мария Тантакова. Как отмечают сами водители, они спокойно передвигались по России еще летом 2020-го – никто не объявил машины с армянскими номерами незаконными. Просто пошел шум об их изъятии. Югорские владельцы иномарок намерены обращаться в суд, они готовы добиваться и ждать положительного решения, но без крупных денежных потерь. «Мы начинаем наше движение именно как раз с судебных инстанций. Именно там для нас предоставляется возможным реализовать наше право на отстаивание наших интересов. То есть в судебном порядке. В Тюменской таможне у меня будет продолжена возможность реализовать мое право как поверенного в дела моих доверителей. Окончательная реализация моего права как поверенного будет происходить именно в судах», – добавил Дмитрий Константинов. Юрист таможенных правоотношений добавил, что подобные случаи есть не только в Югре, но и в других регионах России. Тем временем популярные автомобильные порталы предлагают еще некоторые варианты решения сложившейся ситуации. Например, подождать, пока изменится законодательство – до 2023-го. Тогда такие машины можно будет зарегистрировать как товар ЕАЭС, и они перестанут считаться импортными. Есть совет – попробовать перегнать авто обратно в Армению и там продать либо сбыть транспорт на запчасти. Проблему уже подняли в Госдуме. Звучало предложение – в виде исключения позволить владельцам машин с армянскими номерами поставить их на учет в ГИБДД. Однако пока однозначного решения об амнистии не принято.
Владельцы автомобилей с армянскими номерами оказались в весьма непростой ситуации. Югорчанам выписывают протоколы по статьям 12.1 и 12.3 Кодекса об административных правонарушениях, а машины попадают на штрафстоянки. Первая статья наказывает за управление автомобилем, не зарегистрированном в установленном порядке. В данном случае речь идет о езде дольше десяти дней, которые отводятся на перерегистрацию транспортного средства. По первой части статьи 12.3 КоАП водителей привлекают к ответственности за отсутствие необходимых регистрационных и таможенных документов. Владельцы машин с армянскими номерами с такими трактовками законов не согласны. Впервые такую машину изъяли в декабре 2019-го, транспорт по сей день стоит на территории таможенного поста в Нижневартовске. Объединившиеся владельцы, как они сами говорят, «арммобилей», обратились в редакцию «Сургут 24», чтобы мы помогли осветить ситуацию, в которой они оказались из-за ужесточения правил использования этих машин в России. Владельцы иностранных авто задаются вопросами: почему на границе беспрепятственно разрешен ввоз таких иномарок? Как вернуть машины обратно в Армению? Найдут ли ведомства компромисс для свободного передвижения иностранных авто? Мы попытались разобраться в ситуации. Бадриддин Додов, житель Лангепаса, в марте прошлого года приобрел в Армении автомобиль. Покупка была очень выгодной, обошлась дешевле аналогичной на российском авторынке. Почти год он беспрепятственно ездил по Югре, Тюменской области и Уралу, даже заплатил несколько штрафов за превышение скорости, попав на камеры. В общем, проблем никаких, но... В 2014 году Армения подписала договор о вступлении в Евразийский экономический союз. Фактически страна вошла в него в 2020-м. Чуть больше шести лет назад при ввозе в Россию машины из Армении нужно было заплатить примерно десять процентов от ее стоимости. Однако после включения соседей в ЕАЭС, заработали другие тарифы, в пять раз большие. «Я когда проехал таможню, там же, на таможне Верхний Ларс, сказали, что не нужно никакой декларации. Нет, ничего не надо, это товар таможенного союза, ничего не надо. Свободно можете передвигаться в Россию. Я же по зеленому коридору проехал, не через переулок какой-то. Я через таможню проехал», – недоумевает житель Лангепаса. Какое-то время проблем с автомобилями с армянскими номерами в регионе не было. Однако год назад все изменилось. Шесть лет при растаможке транспорта из Армении можно было выбирать, по какому тарифу ввозить машину в Россию – по старому, десятипроцентному, или по евразийскому, что 50 процентов от стоимости ТС. Логично, выбирали, что дешевле. Теперь таможенные пошлины льготными быть перестали. Более того, разницу нужно доплатить и перерегистрировать авто по российским законам. В противном случае, – штрафы. Югорчане создали чат в мессенджере, где более ста единомышленников сообщают последние новости. Есть те, кто, услышав резонанс вокруг ситуации, оставили машины, им уже дали название – «арммобили», в гараже. Или вовсе, заказав автовоз, отправили иномарку обратно в Армению. Олеся Стерехова вспоминает, как в ноябре 2020-го к ней приехали сотрудники ГИБДД: «Пришли домой, сказали, что надо проехать в ГИБДД. Я говорила, что у меня автомобиль на летней резине. Сотрудник ДПС сам сел за руль. Даже не дав дописать мне объяснительную, проехали в ОВД и там вызвали таможню. Вечером уже приехали, начали оформлять документы. Я ничего не подписала. Погрузили мой автомобиль на эвакуатор и забрали. На данный момент сказали, моя машина в Росимуществе, передана уже. И вообще я не знаю, где у меня находится автомобиль». Принято считать, что владельцы авто с армянскими номерами избегают оплаты штрафов. То есть в российской базе ГИБДД их нет, а следовательно, камеры фото- и видеофиксации нарушений таких машин не видят. Югорские водители с подобной позицией не согласны. По приезду в округ они уведомили о своих авто и адресах проживания Госавтоинспекцию. «И один штраф по камере я оплатила, так что это неправда, когда СМИ говорят, что эти штрафы не идут. Было бы желание, все давно уже оплатили эти штрафы», – рассказала владелец изъятого автомобиля с армянскими госномерами из Нижневартовска Анаит Галстян. Здесь в силу вступает федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств». Он гласит, что через десять дней после покупки автомобиля в Армении его обязаны поставить на учет в России. «Невыполнение указанных требований законодательства, выраженные в управлении транспортным средством, незарегистрированным в установленном порядке по истечению установленного срока, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ и предусматривает за собой наложение административного штрафа от 500 до 800 рублей. В случае повторного нарушения – в размере 5 тысяч рублей либо лишением права управления на срок от одного до трех месяцев», – объяснила инспектор по исполнению административного законодательства ОГИБДД УМВД России по Сургуту Юлия Умархаджиева. Если у владельца «арммобиля» отсутствуют необходимые регистрационные и таможенные документы, его могут привлечь к ответственности по части первой статьи 12.3 КоАП. Это штраф в размере пятисот рублей и риск остаться без транспортного средства. Авто могут задержать. Чтобы избежать такого развития событий, нужно растаможить машину. Как раз с поправкой на новые тарифы. «Я купил «Тойотау-Альфарду», минивен семейный. У меня пятеро детей, семья большая, поэтому я и купил его. Как я могу ее растаможить, если растаможка стоит в три раза дороже самой машины? Какой может быть растаможка!? Даже не знаю», – возмущается Бадриддин Додов. Владельцам, чье авто изъяли, необходимо в течение тридцати дней с момента задержания задекларировать товар и доплатить таможенные пошлины. Иначе сотрудники ФТС вправе передать его в Росимущество для дальнейшей продажи в счет бюджета страны. К слову, юристы уверяют, что автовладельцам можно побороться. «Надежда, конечно же, есть. Не то, что есть. Для нас она как для группы адвокатов, группы юристов очевидна. Мы усматриваем определенные неточности. Определенные правовые коллизии в таможенном законодательстве. Я говорю о 289 Федеральном законе и сопряженном с ним таможенном кодексе ЕАЭС», – подчеркнул генеральный директор ООО «Правовед», г. Краснодар, таможенный юрист Дмитрий Константинов. При уплате разницы сумм таможенных платежей, установленных Евразийским экономическим союзом и Арменией, машина получит статус товара ЕАЭС. А если еще и перерегистрировать, то претензий к авто и вовсе не будет. «Транспортные средства, ввезенные из третьих стран и оформленные на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года по ставкам, действующим в республике Армения, которые значительно отличаются от ставок таможенных пошлин налогов Евразийского экономического союза, имеют в России статус иностранных товаров», – прокомментировала пресс-секретарь Тюменской таможни Мария Тантакова. Как отмечают сами водители, они спокойно передвигались по России еще летом 2020-го – никто не объявил машины с армянскими номерами незаконными. Просто пошел шум об их изъятии. Югорские владельцы иномарок намерены обращаться в суд, они готовы добиваться и ждать положительного решения, но без крупных денежных потерь. «Мы начинаем наше движение именно как раз с судебных инстанций. Именно там для нас предоставляется возможным реализовать наше право на отстаивание наших интересов. То есть в судебном порядке. В Тюменской таможне у меня будет продолжена возможность реализовать мое право как поверенного в дела моих доверителей. Окончательная реализация моего права как поверенного будет происходить именно в судах», – добавил Дмитрий Константинов. Юрист таможенных правоотношений добавил, что подобные случаи есть не только в Югре, но и в других регионах России. Тем временем популярные автомобильные порталы предлагают еще некоторые варианты решения сложившейся ситуации. Например, подождать, пока изменится законодательство – до 2023-го. Тогда такие машины можно будет зарегистрировать как товар ЕАЭС, и они перестанут считаться импортными. Есть совет – попробовать перегнать авто обратно в Армению и там продать либо сбыть транспорт на запчасти. Проблему уже подняли в Госдуме. Звучало предложение – в виде исключения позволить владельцам машин с армянскими номерами поставить их на учет в ГИБДД. Однако пока однозначного решения об амнистии не принято.