Общественным
транспортом в Сургуте
пользуются, если брать по году, миллионы
пассажиров. Ежесуточно – свыше 70
тысяч поездок. Цифра внушительная, и
авторы перенастройки намерены ее
увеличить процентов на 15-20. За счет чего,
спросите вы? Мы тоже интересовались и
получили ответ – за счет удобства. Мысль
простая. Если не ждать автобуса по
полчаса, а, сообщается, они будут ходить
с комфортным интервалом 5-10-15 минут,
часть людей откажется от такси, а кто-то,
возможно, и от личного авто и пересядет
на общественный транспорт.
К
безусловным плюсам такого вида перемещения
из точки А в точку Б относится невысокая
цена поездки. А после перетряски всей
схемы должны стать положительными
аспектами еще и развитость маршрутной
сети и возможность добраться куда нужно
с бесплатной пересадкой. Да и власти
сейчас весьма лояльно относятся к
предложениям горожан по совершенствованию
направлений движения автобусов.
Только-только появился запрос на то,
чтобы оставить без изменений ряд дачных
маршрутов, его удовлетворили. Жители
поселка Звездного
попросили сделать удобнее – тоже,
пожалуйста. Удовлетворен запрос жителей
и на то, чтобы по итогам тестового периода
была открыта опция внесения поправок.
На чем будем ездить, каким
станет интервал между автобусами и
можно ли для сохранения бесплатного
проезда при пересадке воспользоваться
другой остановкой общественного
транспорта?
Прошлая
неделя, как, вероятно, и наступившая
у сотрудников департамента городского
хозяйства связана с грядущими пертурбациями
в сфере автобусных перевозок. В
мае
начинает работать новая сеть. К ее
запуску готовятся и в будни, и в выходные.
Разработчикам поступило свыше 1600
обращений от жителей. При этом, отмечается,
только около трети содержали какую-либо
конкретику. Почти в половине случаев –
это эмоции горожан. Но четверть запросов
все же удалось удовлетворить.
«Меня
пригласили на эту комиссию. Я очень
рада, что я на нее попала, потому что,
когда я знакомилась именно с маршрутами
на городском портале, я увидела, что у
нас часть наших сотрудников, которые у
нас работают более 20 лет, не смогут без
пересадок добраться до травматологии.
Вот благодаря сегодняшней комиссии,
они разворачивают маршрут 99, и он
поворачивает все же на Мелик-Карамова,
проезжает всю улицу Энергетиков, Оптику,
школу
и едет на «Камертон», следующая
–
травматология», – рассказала
председатель профсоюзной организации
Сургутской клинической травматологической
больницы Наталья Будаговская.
Последний
маршрут был актуален для части сотрудников
травматологической больницы. Некоторым
медикам пришлось бы, добираясь на работу,
совершать одну или несколько пересадок.
Специальная комиссия, в составе которой
чиновники, разработчики, кураторы,
старожилы и общественники, с начала
работы скорректировала движение 13
маршрутов – 4 дачных и 9 городских.
Последние изменения внесли 21 апреля по
просьбам жителей Звездного.
«Удивило,
что меня пригласили, большое спасибо.
Это так неожиданно, потому что я думала,
что уже все, что
мы писали обращения, приходили на
встречу, на этом все закончилось. Но
нет. Спасибо, что отреагировали, спасибо,
что услышали», – поблагодарила
жительница Звездного Нонна Хохлова.
«Достаточно
оперативно сотрудники администрации
проработали изменения маршрута. Решили
пока до сентября его в таком виде
запустить, посмотреть, как он будет
работать, убрать направление с поселка
Юность и повернуть его на Аэрофлотовской
развязке, повернуть его в центральную
часть города через «Аврору» до улицы
Университетской», – прокомментировал
депутат думы Сургута Богдан Гужва.
«Некоторые
маршруты мы не очень сильно изменили,
где-то не завели на социально значимые
объекты, как, например, 49 маршрут, который
у нас ехал из
поселка Лесного и до, по-моему, до магазина
«Москва» данный маршрут. Не учтен был
заезд на улицу Киртбая. Это связано с
тем, что жители Лесного, Дорожного и
проживающие на
улице Усольцева прикреплены к поликлинике
номер 4. Маршрут проходил по проспекту
Ленина, мы его завели на Киртбая, чтобы
люди могли более комфортно добираться
до поликлиники. Один маршрут был
пересмотрен в связи с открытием нового
участка – проспект Комсомольский», –
объяснила
заместитель директора департамента
городского хозяйства Сургута Анна
Коршунова.
На
уходящей неделе также обновили
онлайн-карту на портале администрации
Сургута, где можно смоделировать маршрут
движения того или иного автобуса. Там
учтены все изменения. По оценкам некоторых
депутатов и общественников, доработка
нужна, поскольку пользоваться сетью
общественного транспорта предстоит
именно горожанам.
«Сейчас,
на текущий момент, насколько мне удалось
углубиться и изучить, мне кажется,
интересы всех учтены До изменений были,
конечно, вопросы. Сейчас недавно я
переехал в район Киртбая, оттуда были
сложности добраться до центральной
части, долгий был маршрут в сторону
«Сити Молла», но сейчас эта ситуация
будет исправляться, уже новые маршруты,
которые появились, сокращают время,
которое будет тратиться на путь. Плюс
удобство – появились новые районы, куда
раньше было невозможно доехать», –
поделился
председатель молодежной палаты при
думе Сургута Никита Никешин.
По
оценкам одного из разработчиков изменений
сети пассажирских перевозок, прежняя
транспортная модель изжила себя. Хотя
и плохой ее назвать нельзя.
«Я
бы поставил три, потому что она неплохая,
потому что у вас в городе сумели сохранить
автобусы большого и среднего класса на
маршрутах, я не могу сказать, что у вас
в городе очень большие интервалы, хотя
местами, они, конечно, и встречаются. В
вечернее время есть и сорок, и 50 минут,
и транспорт рано заканчивает работу.
Но при этом схема была актуальной,
наверное, лет 20 назад», – подчеркнул
инженер по общественному транспорту
компании «ОТСЛАБ» Кирилл Синютич.
Но
затем ее нужно было менять. Поскольку
Сургут в 2003-м и Сургут спустя 20 лет –
два разных города. Появился Югорский
тракт, где открылись крупнейшие торговые
и спортивные центры, автосалоны. Другое
значение имеют улицы Киртбая и Показаньева,
расширилась 30 лет Победы, появились
Университетская, Захарова, Каролинского.
Ежегодно в городе вводят от 150 до 300 тысяч
квадратных метров жилья. И за 20 лет эта
цифра перевалила уже за 2 миллиона
«квадратов». Но реакция на это с точки
зрения общественного транспорта была
в основном точечной. Из существующих
маршрутов буквально выдирали по автобусу,
увеличивая интервал между машинами. И
все, чтобы наполнить новое направление.
«Люди
части говорят, в том числе в тех
предложениях, которые люди оставляли
в комментариях к новости о том, что будет
введена новая маршрутная сеть, обращали
внимание, что у нас в районе ходило,
например, 7 маршрутов, а теперь через
мою остановку будет ходить 3 маршрута,
и это катастрофа. А, по сути, говорить
нужно не о количестве маршрутов, а о
том, как часто транспорт ходит через
этот пункт или район. Может ходить через
остановку и 10, и 20 маршрутов, но каждый
их них будет ходить раз в час. А если еще
расписание будет составлено не очень
оптимально, то получится, что в течение
20 минут проходят все эти 20 автобусов,
20 маршрутов, а потом в течение часа
ничего нету», – добавил
Кирилл Синютич.
А
все потому, уверен Кирилл Синютич, что
маршруты имеют неравную протяженность,
интервал и количество автобусов на
каждом конкретном направлении. Поэтому
и происходит так, что они идут друг за
другом. Эти значения надо выровнять, и
тогда, по сути, неважно будет, сколько
маршрутов проходит через конкретную
остановку. Главным станет то, что в
моменте добраться с пересадкой будет
быстрее, чем ждать транспорт, из которого
до прибытия к точке назначения выходить
не надо, тем
более что пересадку, одну или несколько,
предусмотрели. И денег за нее не возьмут.
«До
сентября мы будем оценивать, по
существующей маршрутной сети люди
поездят, обозначат свои проблемы, мы
посчитаем пассажиропоток, посмотрим
наполняемость данных маршрутов и на
основании этих исследований проведем
корректировки маршрутов. Пересадочный
тариф может перейти на другую остановку,
может перейти на другую сторону, сесть
на автобус и уехать по пересадочному
тарифу бесплатно в
течение 45 минут», – прокомментировала
Анна Коршунова.
«Пока
очень хорошая идея. По-настоящему, я
думаю, мы сможем увидеть где-то по
истечении полугода, как у нас отработает
эта система, как в летний период по
дачным маршрутам отработает, но мы их
оставили в прежнем виде практически,
неизменном. Мы посмотрим начало учебного
года, когда люди вернутся из
отпусков, когда начнется зимний период.
Тогда можно будет дать предварительную,
но более полную оценку маршрутной сети
в новом исполнении», – подчеркнул
Богдан Гужва.
Оценку
эту давать в любом случае жителям.
Большинство из тех, с кем мы поговорили
на улицах города, в курсе грядущей
реформы. И мнения, как это часто бывает,
разделились.
Еще
один важный момент в общественном
транспорте – комфорт. Некоторым
автобусам, работающим на линии, сегодня
около двух десятков лет. Но большинство
помоложе – от 5 до 7. Но они могли бы быть
поудобнее, с большим
числом кресел, всесезонным и мощным
климат-контролем. Когда это будет,
правда, пока вопрос.
«Мы
рано или поздно придем к тому, что в
городе необходимо обновлять подвижной
состав, полагаю, что город будет этим
заниматься, потому что никакая техника
не вечна. В частности, той техникой,
которая сейчас есть у города, для старта
новой маршрутной сети достаточно. Но с
появлением и ростом новых жилых и
социальных микрорайонов, явно нужны
будут дополнительные закупки»,
– предположил Кирилл Синютич.
Власти
Сургута уже направили в адрес окружного
профильного департамента заявку на
замену подвижного состава. Нашему городу
требуется 157 автобусов для обновления
всего парка предприятия СПОПАТ. Речь о
машинах большого и среднего класса.
Пока ответа от ведомства нет.
«Мы
сделали запрос в ответ на запрос
депдорхоза о нашей текущей потребности.
Она составляет 157 в текущей транспортной
модели. Безусловно, в дополнение. Это
не значит, что 157 плюсом поедут сразу по
городу. Мы заменим и старый парк будем
использовать в резерве на расширение
нашей маршрутной сети при должном,
достаточном финансировании», – объяснил
директор департамента городского
хозяйства Сургута Кирилл Киселев.
У
каждой задачи, водится, есть своя цель.
Так и здесь. Разработчики, которые, к
слову, занимаются аналогичными проектами
в Дербенте, Иваново и Якутске, смоделировали,
какими будут автобусные перевозки
Сургута через пять лет. За это время
суточный пассажиропоток с нынешних
72-78 тысяч должен вырасти на 15 процентов
– до 88 тысяч человек, годовой
– перевалить за 32 миллиона. При таких
раскладах доход от продажи билетов
впервые в истории города может достичь
отметки в один миллиард рублей.