Неверное распределение нагрузки на спину может привести к нарушениям осанки. Какие-то дефекты впоследствии не слишком заметны, скрываются одеждой, в отдельных случаях кости могут серьезно деформироваться, и без оперативного лечения не обойтись. В любом случае, нарушение осанки – это дискомфорт. Сколько в идеале весит сумка школьника, какого размера она должна быть, и как правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы домашнее задание не только приносило пользу для ума, но еще и не вредило мышцам и костям? Эти вопросы мы задали травматологу-ортопеду сургутского травмцентра Андрею Иванову. Рюкзак «Есть несколько критериев, по которым стоит выбирать рюкзак. Во-первых, верхняя его граница должна быть не выше плеча, нижняя доходить до поясничного отдела позвоночника с переходом в крестцовый, то есть сумка должна закрывать где-то 2/3 спины. Масса пустого рюкзака для младших школьников должна составлять около одного килограмма. Опять же, играет роль снаряженная масса рюкзака, которая зависит от количества предметов. Вес должен составлять примерно 10 % от веса самого ребенка. Если это первоклассник, в среднем вес ребенка в семь лет колеблется от 22 до 25 килограммов, соответственно, вес рюкзака должен быть 2,5 килограмма. Сумка должна быть жесткой, каркас должен быть устойчив к деформациям. Это поможет правильно распределить нагрузку и защитит от травм острыми предметами – ручками, циркулями, углами учебников. Спинка, вместе с тем, должна быть с мягкими вставками для того, чтобы не было давления на мягкие ткани спины. Лучше, если у рюкзака будет несколько карманов, тогда получится распределить тяжесть равномерно на всю спину. Лямки – широкие, мягкие для того, чтобы нагрузка на плечевой пояс тоже распределялась правильно. Кроме лямок, должны быть еще грудные и поясные ремешки для того, чтобы фиксировать более плотно и снимать часть нагрузки с плечевого пояса. Объясните ребенку, что важнее выбрать не только красивый рюкзак с любимыми героями, от которого может болеть спина, а еще и правильный». Рабочее место «В СССР, например, вопросу организации рабочего места школьника уделялось очень большое внимание, существовало достаточное количество рекомендаций по этому поводу. Я могу дать несколько: размеры стола и стула должны быть пропорциональны росту ребенка. Высота стула должна быть примерно с длину голени, чтобы ребенок при посадке мог согнуть коленный сустав в 90 градусов и голеностоп на 90 градусов. Стопы должны стоять на полу, чтобы снимать часть нагрузки с позвоночника. Спинка стула должна прилегать к спине либо чуть отстраняться от нее; когда ребенок устанет, он сможет отклониться и немножко отдохнуть, то есть на табурете сидеть нельзя. Парта должна быть примерно до уровня начала грудной клетки сидящего ребенка с немного наклоненной поверхностью примерно под углом в 15-30 градусов для того, чтобы не было большого наклона головы в сторону поверхности стола. Спина должна быть ровная, плечи приведены вперед, локти лежать на краю стола». Последствия нарушения осанки «Превышение допустимой массы рюкзака, неправильная посадка, отсутствие культуры правильного сидения и ровного положения спины – это причины развития нарушения осанки. Реалии сегодня таковы, что ребенку в школу приходится много всего носить – это и учебники, и сменка, и физкультурная форма. Родители, помогайте детям, берите часть вещей в свои руки. Может быть, у школьников есть возможность принести один учебник на парту, чтобы снизить вес, может быть, существует возможность оставлять что-то в классе. Научите детей следить за собой, чтобы сформировалась привычка, чтобы ты ни делал, держать спину ровно. Мышцы запоминают правильное положение. Нарушение осанки не всегда визуально заметно. Опасно это болевым синдромом, усталость, отказ от полноценных видов физической активности, которые в течение дня может выполнять ребенок. Это эмоциональный статус – постоянные боли выступают раздражителем центральной нервной системы, вызывая повышенную утомляемость. Прогрессирование нарушения осанки может превратиться в скалиотическую деформацию с грубыми нарушениями, это уже сложности в работе внутренних органов – сердца, печени, легких. Важно укреплять мышцы спины, для этого нужно заниматься физкультурой, ходить на пробежки, на плавание. Ребенок в юном возрасте растет постоянно, костные элементы могут при этом расти быстрее, из-за этого возникает напряжение в мышечном каркасе. Как следствие, осанка также может нарушаться. Но если мышцы будут крепкие и сильные, никакие внешние воздействия им не страшны».
Неверное распределение нагрузки на спину может привести к нарушениям осанки. Какие-то дефекты впоследствии не слишком заметны, скрываются одеждой, в отдельных случаях кости могут серьезно деформироваться, и без оперативного лечения не обойтись. В любом случае, нарушение осанки – это дискомфорт. Сколько в идеале весит сумка школьника, какого размера она должна быть, и как правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы домашнее задание не только приносило пользу для ума, но еще и не вредило мышцам и костям? Эти вопросы мы задали травматологу-ортопеду сургутского травмцентра Андрею Иванову. Рюкзак «Есть несколько критериев, по которым стоит выбирать рюкзак. Во-первых, верхняя его граница должна быть не выше плеча, нижняя доходить до поясничного отдела позвоночника с переходом в крестцовый, то есть сумка должна закрывать где-то 2/3 спины. Масса пустого рюкзака для младших школьников должна составлять около одного килограмма. Опять же, играет роль снаряженная масса рюкзака, которая зависит от количества предметов. Вес должен составлять примерно 10 % от веса самого ребенка. Если это первоклассник, в среднем вес ребенка в семь лет колеблется от 22 до 25 килограммов, соответственно, вес рюкзака должен быть 2,5 килограмма. Сумка должна быть жесткой, каркас должен быть устойчив к деформациям. Это поможет правильно распределить нагрузку и защитит от травм острыми предметами – ручками, циркулями, углами учебников. Спинка, вместе с тем, должна быть с мягкими вставками для того, чтобы не было давления на мягкие ткани спины. Лучше, если у рюкзака будет несколько карманов, тогда получится распределить тяжесть равномерно на всю спину. Лямки – широкие, мягкие для того, чтобы нагрузка на плечевой пояс тоже распределялась правильно. Кроме лямок, должны быть еще грудные и поясные ремешки для того, чтобы фиксировать более плотно и снимать часть нагрузки с плечевого пояса. Объясните ребенку, что важнее выбрать не только красивый рюкзак с любимыми героями, от которого может болеть спина, а еще и правильный». Рабочее место «В СССР, например, вопросу организации рабочего места школьника уделялось очень большое внимание, существовало достаточное количество рекомендаций по этому поводу. Я могу дать несколько: размеры стола и стула должны быть пропорциональны росту ребенка. Высота стула должна быть примерно с длину голени, чтобы ребенок при посадке мог согнуть коленный сустав в 90 градусов и голеностоп на 90 градусов. Стопы должны стоять на полу, чтобы снимать часть нагрузки с позвоночника. Спинка стула должна прилегать к спине либо чуть отстраняться от нее; когда ребенок устанет, он сможет отклониться и немножко отдохнуть, то есть на табурете сидеть нельзя. Парта должна быть примерно до уровня начала грудной клетки сидящего ребенка с немного наклоненной поверхностью примерно под углом в 15-30 градусов для того, чтобы не было большого наклона головы в сторону поверхности стола. Спина должна быть ровная, плечи приведены вперед, локти лежать на краю стола». Последствия нарушения осанки «Превышение допустимой массы рюкзака, неправильная посадка, отсутствие культуры правильного сидения и ровного положения спины – это причины развития нарушения осанки. Реалии сегодня таковы, что ребенку в школу приходится много всего носить – это и учебники, и сменка, и физкультурная форма. Родители, помогайте детям, берите часть вещей в свои руки. Может быть, у школьников есть возможность принести один учебник на парту, чтобы снизить вес, может быть, существует возможность оставлять что-то в классе. Научите детей следить за собой, чтобы сформировалась привычка, чтобы ты ни делал, держать спину ровно. Мышцы запоминают правильное положение. Нарушение осанки не всегда визуально заметно. Опасно это болевым синдромом, усталость, отказ от полноценных видов физической активности, которые в течение дня может выполнять ребенок. Это эмоциональный статус – постоянные боли выступают раздражителем центральной нервной системы, вызывая повышенную утомляемость. Прогрессирование нарушения осанки может превратиться в скалиотическую деформацию с грубыми нарушениями, это уже сложности в работе внутренних органов – сердца, печени, легких. Важно укреплять мышцы спины, для этого нужно заниматься физкультурой, ходить на пробежки, на плавание. Ребенок в юном возрасте растет постоянно, костные элементы могут при этом расти быстрее, из-за этого возникает напряжение в мышечном каркасе. Как следствие, осанка также может нарушаться. Но если мышцы будут крепкие и сильные, никакие внешние воздействия им не страшны».