Мероприятие приурочили ко Дню рождения города – 12 июня он отпразднует 425-летие. Откуда пошел наш Сургут, на чьих костях стоят придорожные заправки и какие трофеи, а теперь уже экспонтаты 19-го века откопала лично директор краеведческого музея? [image, 1] Мало кто знает, что напротив Дома купца Клепикова жил еще один его коллега Тютюцкий. Они не дружили, но их дома были очень похожи и находились на перекрестке улиц Купеческой и Казачьей. Всего в Сургуте тех времен было семь двухэтажек, в каждой из которых жила одна семья. Сзади Купеческой усадьбы находился постоялый двор со столовой, принадлежащий Клепикову. Жили древние сургутяне очень хорошо. Купцы и торгующие мещане отправляли товар по реке на баркасах в Тобольск и дальше. Белый хлеб, правда, ели только по праздникам. Основной рацион – рыба. Были специально обученные люди, которые керосиновые фонари на столбах по вечерам зажигали. На набережной были лавочки для отдыха. [image, 2] То есть все было очень тесно застроено в одном месте, на возвышенности города. 169 домов, хозяйские постройки к ним: амбары, хлева, бани. Причем, чтобы сделать сруб, плотников приглашали из Тобольска или из Березово – своих не было. Скотину держали, но это был целый квест: тогдашние градоначальники разрешали пасти коров и овец только на островах, кур тоже на улице быть не должно было. Корм стоил дорого. Ездить на лошадях летом по городу также запрещалось. Самым ходовым транспортом была лодка. Следили за городом, в принципе, строго. Аналог парламента в то время предписывал каждому двору, как чистить территорию зимой от снега и в какой дали от дома полоскать белье. А летом домашних животных вовсе вывозили из города. Все это не из вредности начальства, а чтобы не провоцировать дифтерию. Ибо врачей, особенно трезвых, в этих краях видели редко. [image, 3] «Если бы мы сейчас с вами зашли вот за пятиэтажку, мы бы с вами попали в городскую чайную, или как ее называли «Народный дом», в котором находилось общество трезвости в 1913 году. Лечили людей от пьянства, лечили чтением – читали книги, просматривали немые черно-белые фильмы», – рассказывает старший научный сотрудник Сургутского краеведческого музея Наталья Овчинникова. А еще, конечно, пили чай и выписывали журналы. В отличие от современных горожан у жителей 19-го века был центр. На улице Никольской находились Советские ворота, делившие Сургут на нижнюю и верхнюю части. На Масленицу нижний и верхний город постоянно между собой дрались. Были у них кулачные такие бои. Но разрушились ворота не после драки, а пали жертвой недопонимания. В 1930 году председатель горисполкома указал ворота убрать к празднику, в том смысле, что украсить. Исполнители все восприняли буквально и ворота срубили. Не менее интересный архитектурный объект – городская качеля – продержался чуть дольше. Это был столб, на котором располагался круг, от него расходились канаты. Надо было садится, разбегаться и качаться. Разбегались сильно. Говорят, что с качели было видно Обь. Еще была пожарная каланча. Она выполняла роль целого гарнизона. К ней каждый двор обязан был доставлять по бочке воды, ибо колодцев не было. Роль расчета исполняла телега с запряженными лошадьми. [image, 4] В Сургуте, оказывается, был матриархат. Тем удивительнее узнать, что мужское приходское училище работало долго и счастливо, в отличие от женского. Видимо, дамам учиться просто не очень-то и хотелось. Больница для коренных жителей тоже спросом не пользовалась – не было к ней доверия, да и дорого. А вот в часовне, которая размером больше напоминала храмовый комплекс, было многолюдно. «Первое городское кладбище находилось как раз вот там, где заправка «Лукойл». Вот в этом месте находилось первое городское кладбище города Сургута», – рассказывает экскурсовод. За мемориалом Славы встречает директор краеведческого музея Марина Селянина. Обещает показать то самое место, откуда Сургут пошел. Называет этот пятачок «самым удачным раскопом». С 2008 по 2012 годы на глубине двух метров здесь нашли фрагменты хорошо сохранившихся деревянных построек. [image, 5] «Они законсервированы здесь. И лежали они на материковом песке, то есть ясно, что это конец 16-го – начало 17 века. Понятно, год там не был написан. Но это самая первая постройка. Сам факт, что мы это место зафиксировали, что Сургут имеет само историческое место, место основания нашего города – это дорогого стоит», – отмечает директор Сургутского краеведческого музея Марина Селянина. Директор краеведческого музея не понаслышке это все транслирует. Своими руками на раскопках она нашла здесь кожаную обувь 16 века, керамику, берестяные туеса. Все это хранится в фондах музея, и каждый житель и гость города может лично увидеть эту часть истории Сургута в краеведческом.
Мероприятие приурочили ко Дню рождения города – 12 июня он отпразднует 425-летие. Откуда пошел наш Сургут, на чьих костях стоят придорожные заправки и какие трофеи, а теперь уже экспонтаты 19-го века откопала лично директор краеведческого музея? [image, 1] Мало кто знает, что напротив Дома купца Клепикова жил еще один его коллега Тютюцкий. Они не дружили, но их дома были очень похожи и находились на перекрестке улиц Купеческой и Казачьей. Всего в Сургуте тех времен было семь двухэтажек, в каждой из которых жила одна семья. Сзади Купеческой усадьбы находился постоялый двор со столовой, принадлежащий Клепикову. Жили древние сургутяне очень хорошо. Купцы и торгующие мещане отправляли товар по реке на баркасах в Тобольск и дальше. Белый хлеб, правда, ели только по праздникам. Основной рацион – рыба. Были специально обученные люди, которые керосиновые фонари на столбах по вечерам зажигали. На набережной были лавочки для отдыха. [image, 2] То есть все было очень тесно застроено в одном месте, на возвышенности города. 169 домов, хозяйские постройки к ним: амбары, хлева, бани. Причем, чтобы сделать сруб, плотников приглашали из Тобольска или из Березово – своих не было. Скотину держали, но это был целый квест: тогдашние градоначальники разрешали пасти коров и овец только на островах, кур тоже на улице быть не должно было. Корм стоил дорого. Ездить на лошадях летом по городу также запрещалось. Самым ходовым транспортом была лодка. Следили за городом, в принципе, строго. Аналог парламента в то время предписывал каждому двору, как чистить территорию зимой от снега и в какой дали от дома полоскать белье. А летом домашних животных вовсе вывозили из города. Все это не из вредности начальства, а чтобы не провоцировать дифтерию. Ибо врачей, особенно трезвых, в этих краях видели редко. [image, 3] «Если бы мы сейчас с вами зашли вот за пятиэтажку, мы бы с вами попали в городскую чайную, или как ее называли «Народный дом», в котором находилось общество трезвости в 1913 году. Лечили людей от пьянства, лечили чтением – читали книги, просматривали немые черно-белые фильмы», – рассказывает старший научный сотрудник Сургутского краеведческого музея Наталья Овчинникова. А еще, конечно, пили чай и выписывали журналы. В отличие от современных горожан у жителей 19-го века был центр. На улице Никольской находились Советские ворота, делившие Сургут на нижнюю и верхнюю части. На Масленицу нижний и верхний город постоянно между собой дрались. Были у них кулачные такие бои. Но разрушились ворота не после драки, а пали жертвой недопонимания. В 1930 году председатель горисполкома указал ворота убрать к празднику, в том смысле, что украсить. Исполнители все восприняли буквально и ворота срубили. Не менее интересный архитектурный объект – городская качеля – продержался чуть дольше. Это был столб, на котором располагался круг, от него расходились канаты. Надо было садится, разбегаться и качаться. Разбегались сильно. Говорят, что с качели было видно Обь. Еще была пожарная каланча. Она выполняла роль целого гарнизона. К ней каждый двор обязан был доставлять по бочке воды, ибо колодцев не было. Роль расчета исполняла телега с запряженными лошадьми. [image, 4] В Сургуте, оказывается, был матриархат. Тем удивительнее узнать, что мужское приходское училище работало долго и счастливо, в отличие от женского. Видимо, дамам учиться просто не очень-то и хотелось. Больница для коренных жителей тоже спросом не пользовалась – не было к ней доверия, да и дорого. А вот в часовне, которая размером больше напоминала храмовый комплекс, было многолюдно. «Первое городское кладбище находилось как раз вот там, где заправка «Лукойл». Вот в этом месте находилось первое городское кладбище города Сургута», – рассказывает экскурсовод. За мемориалом Славы встречает директор краеведческого музея Марина Селянина. Обещает показать то самое место, откуда Сургут пошел. Называет этот пятачок «самым удачным раскопом». С 2008 по 2012 годы на глубине двух метров здесь нашли фрагменты хорошо сохранившихся деревянных построек. [image, 5] «Они законсервированы здесь. И лежали они на материковом песке, то есть ясно, что это конец 16-го – начало 17 века. Понятно, год там не был написан. Но это самая первая постройка. Сам факт, что мы это место зафиксировали, что Сургут имеет само историческое место, место основания нашего города – это дорогого стоит», – отмечает директор Сургутского краеведческого музея Марина Селянина. Директор краеведческого музея не понаслышке это все транслирует. Своими руками на раскопках она нашла здесь кожаную обувь 16 века, керамику, берестяные туеса. Все это хранится в фондах музея, и каждый житель и гость города может лично увидеть эту часть истории Сургута в краеведческом.