Один из крупнейших дачных кооперативов Сургута «Виктория» уже шесть лет, как банкрот. Но и до того состояние дорог, их содержание вызывали немало вопросов.
До утраты правового статуса садоводы могли задавать их сами себе и председателю. После - решили судиться. Елена Понькина была одним из инициаторов того, чтобы обязать мэрию обслуживать улицы, тем более, что в одночасье они стали бесхозными. 
«12 октября 2021 года Сургутский городской суд признал бездействие администрации города в части обслуживания дорог и проездов бывшего ПСК-26 «Виктория». Они должны обслуживать, потому что эта земля находится в муниципальной собственности, просто она не оформлена в реестре, вот и все», - рассказала житель бывшего ПСК-26 «Виктория» Елена Понькина.
На зимнее обслуживание в итоге мэрия взяла пару центральных улиц. Остальные проезды чистили дачники. Администрация пробовала обжаловать решение Сургутского городского суда. Ситуация дошла до суда Кассационного. Оспорить решение первой инстанции не получилось - администрация проиграла спор. 
«В решении суда сказано: «Обязать администрацию Сургута осуществлять дорожную деятельность в понимании статьи 15 ФЗ №257 об автомобильных дорогах и автодорожной деятельности». В понимании настоящего ФЗ предусматривается, в том числе, осуществление дорожной деятельности на проездах и дорогах, которые соответствуют своду правил и ГОСТов», - озвучила начальник правового управления начальник правового управления Сургута Елена Кураева.
Смысл кроется в деталях. Причем как в словах чиновников, так и в позиции дачников. В первом случае как люди подконтрольные различным ведомствам сотрудники мэрии опираются на документы.
«Чтобы нам выйти в надлежащее содержание данных дорог, проездов территории у нас есть требования градостроительного проектирования и земельного законодательства. В соответствии с чем администрация города разместила муниципальный контракт по разработке и утверждению документации по планировке территории улично-дорожной сети, что мы с вами и обсуждаем», - пояснил заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства Сургута Иван Сорич.
Жаркая дискуссия случилась на публичных слушаниях. Пришли на них около полусотни дачников и услышали во многом шокирующую информацию. Чтобы дороги можно было содержать, их нужно построить. А чтобы они соответствовали всем нормативам, существующие проезды необходимо расширять. За счет площади существующих дачных участков. 
«Ширина улицы в красных линиях составляет 11 метров, что является наименее допустимой шириной для размещения линейного объекта», - пояснили специалисты.
По разработанному проекту планировки территории кооператива «Виктория» пересмотреть придется площади 1100 участков из 1300. 
«Те объекты, которые попадают в границы УДС, красных линий, они попадает все под изъятие. Оно подразумевает выкупная история с рыночной, оценочной стоимостью и возмещение затрат», - добавил Иван Сорич.
В мэрии настаивают: дело в формулировке. Речь в постановлении суда не о содержании имеющихся проездов, а именно об осуществлении дорожной деятельности, в отношении чего строгие правила. Нельзя просто чистить те улицы, которые есть. Это будет нецелевое использование бюджетных денег. 
«Они должны быть в собственности у администрации города. Она почему не чистила никогда дороги? Потому что у нее нет на это никаких юридических полномочий. Не может администрация города чистить то, что ей не принадлежит», - отметила председатель комитета Думы Сургута по социальной политике Эмилия Трапезникова.
«Мы связаны четкими нормами 131 ФЗ. Если мы возьмем на содержание те дороги, которые не соответствуют ГОСТам, то мы получим ряд предписаний от правоохранительных органов, от органов прокуратуры и так далее», - пояснила Елена Кураева.
Есть и другая сторона вопроса. Почему на содержание де-факто существующего дачного кооператива в принципе должны уходить бюджетные средства?
«Если мы в МКД несем бремя и производим оплату за содержание территорий общего пользования, в том числе расчистка проездов, уборка снега, то дачные кооперативы - это такой несколько иждивенческий характер поведения, потребительский. Где собственники земельных участков не хотят нести затраты, а требовать от администрации. Вот администрация, пользуясь нормами закона, строительными нормами и правилами, может выполнять только в таком формате», - заметил директор департамента архитектуры и градостроительства Сургута Алексей Фокеев.
Единственное, пожалуй, в чем сходятся в этой истории и дачники, и чиновники - уникальность ситуации. Подобных прецедентов в России еще не было. Дальнейшей развитие событий может послужить практикой для будущих аналогичных разбирательств по всей стране. Позиция садоводов из бывшего ПСК-26 «Виктория», впрочем, диаметрально противоположна мнению чиновников - решение суда не влечет за собой обязательного строительства новых дорог, а значит, не требуется и передела участков. 
«Ни в одном решении суда, ни в одном кассационном определении нет того, что нас нужно межевать, что нам нужно межевание, что это необходимая мера, чтобы начать содержать. На территории ПСК-26 «Виктория» самая узкая дорога - 4,5 метра. Я не думаю, что техника не может пройти в такую ширину», - сказала Елена Понькина.
«Дорога во въезд в кооператив, к сожалению, тоже не соответствует нормам. Там нет освещения, там нет пешеходных дорожек, там нет пешеходных переходов. Более того, там у нас всего одна или две остановки, но это не мешает администрации содержать эти дороги. А самое страшное, что по всем этим дорогам передвигаются пешие люди. Они идут в вечерние время суток, их не видно. Рано или поздно случится беда», - заметила жительница бывшего ПСК-26 «Виктория» Оксана Гапоненко.
На публичных слушаниях и после них, говорят жители, были направлены и озвучены десятки замечаний к предложенному проекту. Пока на портале «Документы города Сургута», где публикуется вся официальная информация, нет заключения о результатах. Как только оно появится, вопрос вынесут на депутатские слушания. Но жителей не устраивает, что будущая комфортная дорога, между прочим, даже с ливневкой и тротуарами пойдет по их участкам и домам.
«Категорически было сказано, что это будет существовать так, как мы нарисовали. Так, как мы нарисовали - это 18 метров проезда. Если наши проезды от 5 до 7 метров, то, грубо скажем, 6 метров сюда и сюда 6 метров. Эти 6 метров пойдут с участков людей», - отметила жительница бывшего ПСК-26 «Виктория» Елена Халикова.
«У нас это единственное жилье с ребенком, поэтому если администрация вдруг примет это решение - изъять частично участок, то под изъятие попадает часть моего дома. И я даже не могу представить, куда мы денемся с ребенком в этот момент. И плюс участок станет меньше четырех соток, что по законодательству не положено», - негодует жительница бывшего ПСК-26 «Виктория» Оксана Гапоненко.
В этой ситуации пока, похоже, коса нашла на камень. И кто окажется крепче, неизвестно. Ведь ставки крайне высоки. По сути вопрос стоит в признании, как минимум, дачного кооператива полноценным сектором ИЖС. Это влечет за собой наступление определенных обязанностей со стороны муниципалитета. Но и город к такому повороту, похоже, пока не готов. Это миллиардные вложения. Сколько потребуется денег на выкуп подлежащих изъятию земельных участков, не могут подсчитать даже сейчас. Выходов из ситуации немного. 
«Мы обязаны исполнять решение суда, но это не отменяет возможность собственников. Мы будем готовы к диалогу, мы не можем их заставить, мы можем предложить вариант все-таки зайти в суд за пересмотром этого решения», - отметил Алексей Фокеев.
«Наверное, это единственный вариант, который исключит негатив. Там действительно очень сложная ситуация. Жителям, собственникам земельных участков нужно объединиться и организовать 2-3 новых дачных кооператива, которые будут обслуживать сами себя, так как это делают абсолютно все дачные кооперативы в Сургуте», - согласилась Эмилия Трапезникова.
«В известность поставлен и наш мэр, и губернатор области, и представитель президента в УрФО. Мы ждем результата, мы ждем, что нам ответит администрация», - поделилась Елена Халикова.
Сейчас идет проектирование будущего комплекса работ в «Виктории». Изъятие земельных участков - следующий этап. Времени договариваться и принимать то или иное решение сообща, которое будет устраивать все стороны спора, все меньше.