В Сургуте прямо сейчас монтируют искусственный интеллект. И уже через пять лет будет в какой-то мере руководить нами. Речь об интеллектуальной транспортной системе. Пока реализуется только один из множества этапов. Он предполагает настройку 42 светофоров, оснащение их необходимым оборудованием и подключение датчиков к центру обработки данных. Речь идет о примерно сорока участках. В их числе и наиболее напряженные – на перекрестках Киртбая с Югорским трактом и Аэрофлотской, Нефтеюганского шоссе с Островского и Маяковского, 30 лет Победы с проспектом Мира. Цель – повышение пропускной способности дорог и эффективности общественного транспорта. Меры, ожидается, обеспечат и больший уровень безопасности движения. Настройку по контракту должны завершить до середины ноября. На каком этапе сейчас работы и как показала себя система в тестовом режиме? Чем ближе к зиме, тем плотнее пробки на сургутских дорогах. Если летом заторы традиционно у границ Сургута, когда дачники устремляются на свои участки или едут в город, то с 1 сентября пробки, особенно в часы пик, – обычное дело для любого района. Разогнать ситуацию пытались в ручном режиме. Локально меняли режим работы светофоров на различных перекрестках. Однако глобально такие перестройки от пробок Сургут не избавили. Вся надежда на интеллектуальную транспортную систему. Дорога от аэропорта до офиса телеканала «Сургут 24» на улице 30 лет Победы в пятницу днем заняла у корреспондента около 40 минут, 15 из них пришлось постоять на светофорах и в пробках. Чтобы сэкономить хотя бы часть этого времени и создают искусственный интеллект. Он позволяет проанализировать скорость движения потока и сделает все, чтобы двигался быстрее и попадал на зеленые. Конкурс на модернизацию светофоров объявили в августе. Текущий этап предусматривает реконструкцию, дооснащение и настройку нескольких десятков регулировочных объектов. Их обновят, оснастят датчиками, подключат их к центру обработки данных. Цель – повысить пропускную способность дорог, эффективность общественного транспорта и уровень безопасности движения. «На сегодняшний день у нас заканчивается второй этап, в первом этапе мы приобрели оборудование для модернизации светофорных объектов, в этом году мы производим их монтаж. 42 светофорных объекта будут в городе модернизированы на самых крупных наших магистралях, что позволит в целом в городе светофорные объекты привести к адаптивному способу, когда искусственный интеллект, по сути, будет сам определять, какую фазу светофора включать в тот или иной момент времени», – рассказал директор департамента городского хозяйства Сургута Кирилл Киселев. Более того, уже определяет. В тестовом режиме с весны работают интеллектуальные модули на участке Тюменского тракта, где он пересекается с дорогой к городскому поселению Белый Яр. За каждым из направлений смотрит отдельный видеодетектор. Модуль видит каждую машину, понимает, по скольким полосам двигается транспорт, считает весь трафик и в зависимости от его плотности система дает команду контроллеру, управляющему всем перекрестком. Искусственный интеллект корректирует фазы движения. Утром, когда поток из города в район выше – приоритет получает это направление, вечером – наоборот. «На больших перегонах, как Нефтеюганское шоссе, там есть тактический детектор, который стоит на перекрестке около светофора, есть стратегический, который стоит в 150-200 метрах и который смотрит дальше. Детектор не только считает транспорт, он разделяет на вид транспорта – легковой, автобус, грузовой, считает скорость потока и управляет онлайн. Гораздо быстрее потоки расходятся на перекрестке. Быстрее люди в вечернее время попадают на Белый Яр. Быстрее в вечернее время транспорт заходит в город», – отметил директор МКУ «Управление информационных технологий и связи города Сургута Павел Зыков. В час по этому перекрестку проезжают несколько тысяч автомобилей. Еще год назад в часы пик пробка в сторону города начиналась от развязки за поселком Солнечном. Теперь такого нет. Ожидается, что напряжение удастся снять и на других проблемных участках. «Это все основные въездные магистрали в городе – Аэрофлотская, Югорский тракт, Маяковского, Островского, ну, и улицу Университетскую взяли. Все въезды в город, все светофоры задействованы в данной работе. Светофоры будут выстраиваться в синхронизацию, будут по времени, заложены необходимые программы. И после ввода данного этапа мы увидим, что у нас изменилось», – объяснил директор СГМУЭП «Горсвет» Станислав Кузнецов. В прошлом году Сургут заключил соглашение с Федеральным дорожным агентством о развитии интеллектуальной транспортной системы. За пять лет муниципалитет получит на эти цели 400 миллионов рублей – средства на закупку оборудования, его монтаж и настройку. Некоторое оборудование, в том числе серверы для хранения данных – уже в работе. Информация с камер, обещают в IT-сфере, будет доступна в течение полутора-двух месяцев. С учетом того, что почти все перекрестки будут охвачены видеонаблюдением, разбирать спорные ДТП, например, станет заметно проще. Кроме того, все детекторы планируют оснастить модулями, которые позволят фиксировать нарушения правил дорожного движения. «В рамках ИТС такой модуль предусмотрен. Он будет именно в рамках развития ИТС, в рамках проекта в Сургуте есть такой модуль, он тоже заложен в календарный график, мне кажется, 23 год он стоит ориентировочно. На следующий год мы планируем заняться проектами управления общественным транспортом, дорожной техникой», – прокомментировал директор МКУ «Управление информационных технологий и связи города Сургута» Павел Зыков. Возможно, получится в Сургуте пустить и зеленую волну для движения транспорта. Правда, условиям ее создания соответствуют далеко не все дороги нашего города. «Чтобы запускать зеленую волну, необходимо не только хорошее оборудование и толковые инженеры, люди с головой. Еще необходимо, допустим, чисто географические размерные участки автомобильных дорог. Они должны быть кратны друг другу, чтобы запускать зеленую волну, перемещение. А у нас город построен с особенностями. Хватает сложностей», – добавил Станислав Кузнецов. Возможности интеллектуальной транспортной системы, говорят специалисты, довольно обширны. Помимо онлайн-контроля, когда, например, нужно подольше подержать зеленый сигнал лишь на один-два цикла, это еще и организация движения общественного транспорта. ИТС сможет создать для автобуса, отклонившегося от графика, приоритетный проезд и нагнать расписание. Есть сценарии и для спецтехники. Дороги в Сургуте нередко чистят колонной из десятка тракторов. Такой клин система не станет разбивать на группы, а пропустит полностью. Ожидается, что завершат все работы к 2025 году.
В Сургуте прямо сейчас монтируют искусственный интеллект. И уже через пять лет будет в какой-то мере руководить нами. Речь об интеллектуальной транспортной системе. Пока реализуется только один из множества этапов. Он предполагает настройку 42 светофоров, оснащение их необходимым оборудованием и подключение датчиков к центру обработки данных. Речь идет о примерно сорока участках. В их числе и наиболее напряженные – на перекрестках Киртбая с Югорским трактом и Аэрофлотской, Нефтеюганского шоссе с Островского и Маяковского, 30 лет Победы с проспектом Мира. Цель – повышение пропускной способности дорог и эффективности общественного транспорта. Меры, ожидается, обеспечат и больший уровень безопасности движения. Настройку по контракту должны завершить до середины ноября. На каком этапе сейчас работы и как показала себя система в тестовом режиме? Чем ближе к зиме, тем плотнее пробки на сургутских дорогах. Если летом заторы традиционно у границ Сургута, когда дачники устремляются на свои участки или едут в город, то с 1 сентября пробки, особенно в часы пик, – обычное дело для любого района. Разогнать ситуацию пытались в ручном режиме. Локально меняли режим работы светофоров на различных перекрестках. Однако глобально такие перестройки от пробок Сургут не избавили. Вся надежда на интеллектуальную транспортную систему. Дорога от аэропорта до офиса телеканала «Сургут 24» на улице 30 лет Победы в пятницу днем заняла у корреспондента около 40 минут, 15 из них пришлось постоять на светофорах и в пробках. Чтобы сэкономить хотя бы часть этого времени и создают искусственный интеллект. Он позволяет проанализировать скорость движения потока и сделает все, чтобы двигался быстрее и попадал на зеленые. Конкурс на модернизацию светофоров объявили в августе. Текущий этап предусматривает реконструкцию, дооснащение и настройку нескольких десятков регулировочных объектов. Их обновят, оснастят датчиками, подключат их к центру обработки данных. Цель – повысить пропускную способность дорог, эффективность общественного транспорта и уровень безопасности движения. «На сегодняшний день у нас заканчивается второй этап, в первом этапе мы приобрели оборудование для модернизации светофорных объектов, в этом году мы производим их монтаж. 42 светофорных объекта будут в городе модернизированы на самых крупных наших магистралях, что позволит в целом в городе светофорные объекты привести к адаптивному способу, когда искусственный интеллект, по сути, будет сам определять, какую фазу светофора включать в тот или иной момент времени», – рассказал директор департамента городского хозяйства Сургута Кирилл Киселев. Более того, уже определяет. В тестовом режиме с весны работают интеллектуальные модули на участке Тюменского тракта, где он пересекается с дорогой к городскому поселению Белый Яр. За каждым из направлений смотрит отдельный видеодетектор. Модуль видит каждую машину, понимает, по скольким полосам двигается транспорт, считает весь трафик и в зависимости от его плотности система дает команду контроллеру, управляющему всем перекрестком. Искусственный интеллект корректирует фазы движения. Утром, когда поток из города в район выше – приоритет получает это направление, вечером – наоборот. «На больших перегонах, как Нефтеюганское шоссе, там есть тактический детектор, который стоит на перекрестке около светофора, есть стратегический, который стоит в 150-200 метрах и который смотрит дальше. Детектор не только считает транспорт, он разделяет на вид транспорта – легковой, автобус, грузовой, считает скорость потока и управляет онлайн. Гораздо быстрее потоки расходятся на перекрестке. Быстрее люди в вечернее время попадают на Белый Яр. Быстрее в вечернее время транспорт заходит в город», – отметил директор МКУ «Управление информационных технологий и связи города Сургута Павел Зыков. В час по этому перекрестку проезжают несколько тысяч автомобилей. Еще год назад в часы пик пробка в сторону города начиналась от развязки за поселком Солнечном. Теперь такого нет. Ожидается, что напряжение удастся снять и на других проблемных участках. «Это все основные въездные магистрали в городе – Аэрофлотская, Югорский тракт, Маяковского, Островского, ну, и улицу Университетскую взяли. Все въезды в город, все светофоры задействованы в данной работе. Светофоры будут выстраиваться в синхронизацию, будут по времени, заложены необходимые программы. И после ввода данного этапа мы увидим, что у нас изменилось», – объяснил директор СГМУЭП «Горсвет» Станислав Кузнецов. В прошлом году Сургут заключил соглашение с Федеральным дорожным агентством о развитии интеллектуальной транспортной системы. За пять лет муниципалитет получит на эти цели 400 миллионов рублей – средства на закупку оборудования, его монтаж и настройку. Некоторое оборудование, в том числе серверы для хранения данных – уже в работе. Информация с камер, обещают в IT-сфере, будет доступна в течение полутора-двух месяцев. С учетом того, что почти все перекрестки будут охвачены видеонаблюдением, разбирать спорные ДТП, например, станет заметно проще. Кроме того, все детекторы планируют оснастить модулями, которые позволят фиксировать нарушения правил дорожного движения. «В рамках ИТС такой модуль предусмотрен. Он будет именно в рамках развития ИТС, в рамках проекта в Сургуте есть такой модуль, он тоже заложен в календарный график, мне кажется, 23 год он стоит ориентировочно. На следующий год мы планируем заняться проектами управления общественным транспортом, дорожной техникой», – прокомментировал директор МКУ «Управление информационных технологий и связи города Сургута» Павел Зыков. Возможно, получится в Сургуте пустить и зеленую волну для движения транспорта. Правда, условиям ее создания соответствуют далеко не все дороги нашего города. «Чтобы запускать зеленую волну, необходимо не только хорошее оборудование и толковые инженеры, люди с головой. Еще необходимо, допустим, чисто географические размерные участки автомобильных дорог. Они должны быть кратны друг другу, чтобы запускать зеленую волну, перемещение. А у нас город построен с особенностями. Хватает сложностей», – добавил Станислав Кузнецов. Возможности интеллектуальной транспортной системы, говорят специалисты, довольно обширны. Помимо онлайн-контроля, когда, например, нужно подольше подержать зеленый сигнал лишь на один-два цикла, это еще и организация движения общественного транспорта. ИТС сможет создать для автобуса, отклонившегося от графика, приоритетный проезд и нагнать расписание. Есть сценарии и для спецтехники. Дороги в Сургуте нередко чистят колонной из десятка тракторов. Такой клин система не станет разбивать на группы, а пропустит полностью. Ожидается, что завершат все работы к 2025 году.