В этом году в ИК-11 заключили контракты на сумму более 25 миллионов рублей. Сегодня на базе спецучреждения сосредоточено швейное и мебельное производства, активно работает цех металлообработки. В колонии заключенные ежегодно изготавливают десятки тысяч товаров.
Очередная партия мебели в ближайшее время отправится в Нижневартовск. Заказ на ее производство в исправительную колонию Сургута поступил из профессионального колледжа. В списке – шкафы, тумбочки, столы. Работают на мебельном производстве восемь заключенных, за день они собирают более десятка изделий. Подобные заказы в ИК-11 не редкость, поэтому простоев в цехе деревообработки не бывает. Как и на швейном производстве.
«По швейному производству в этом году были также заключены контракты с детскими садиками, отшиваем постельную группу, полотенца, халаты всевозможные для медицинских учреждений. Вообще оборот в этом году только для этой колонии по заключению контрактов составил больше 25 миллионов рублей», – рассказал начальник отделения трудовой занятости и адаптации осужденных в местах лишения свободы УФСИН России по ХМАО-Югре Константин Храмов.
Вместе с постельными принадлежностями шьют и одежду. Заказы в колонию поступают как от крупных компаний, так и индивидуальных предпринимателей. Наладили в этом году, например, производство авосек. Силами заключенных сделали 39 тысяч сетчатых сумок. И даже освоили направление переработки вторсырья.
«В этом году к нам обратилась еще «Югра-Экология», была пробная переработка вторсырья, это изготовление сумок из баннеров. А на будущий год уже сотрудничество определено на изготовление как раз контейнеров восьмикубовых, это железные контейнеры для перевозки твердых коммунальных отходов», – добавил Константин Храмов.
Сотрудников для работы на производстве в колонии обучают тут же, в местном училище. Сегодня азы швейной профессии, например, познают 25 человек. После окончания обязательного курса все они смогут либо устроиться в специализированный цех при режимном учреждении, либо при смягчении приговора отправиться в исправительный центр. И то, и другое, уверены в администрации колонии, помогает заключенным не только обрести профессию, но и социализироваться. Янэк Малашин сел за машинку пять лет назад. Через его руки прошли уже тысячи изделий. После освобождения мужчина планирует открыть свою швейную мастерскую: «На оператора швейных установок выучился, решил работать. Получается, надо чем-то заниматься. Освобожусь, будет чем заняться. Практически мы можем все, только нужно нужное оборудование».
Нужное оборудование в исправительной колонии имеется. В этом году, к слову, обновили штат техники в цехе металлообработки. В рамках федерального финансирования приобрели плазморез, компрессор, лентопильный станок. Дмитрий Потапов трудится здесь сварщиком. И хотя молодой человек относительно недавно вышел сюда на работу, говорит: производство ничем не отличается от того, что находится за пределами исправительного учреждения: «Есть стремление к труду у меня, помогаю матери на воле. Сначала я пошел учиться на швейщика, но это такая работа, не по мне, потом пошел учиться на сварщика, сварщик больше мне понравилась. Срока еще много, семь лет, буду тут учиться руку набивать, на воле уже, естественно, буду по профессии работать».
По предварительным подсчетам, в этом году в бюджет пенитенциарной системы Югры от локальных производств поступило около 55 миллионов рублей. Это почти на четверть больше, чем годом ранее. Развивать это направление планируют и дальше. Уже сегодня заключен целый ряд контрактов на изготовление различных товаров. Плюсы в этом есть и для самих заключенных. Трудоустройство помогает им исполнять исковые обязательства. А еще погасить долги по алиментам. В 2022-м по этой статье выплачено более 2,5 миллионов рублей.