Сургут стал 27 остановкой эшелона на пути следования. Он уже проехал Тюменскую область, а на следующей неделе отправится на Ямал. В составе 20 вагонов. В этом году добавили пять новых. Один из них собирали и реставрировали в Сургуте. Это вагон памяти.
«Этот вагон был построен и курсировать начал в нашем эшелоне для того, чтобы мы могли увековечить память наших героев, которые в годы войны трудились, воевали и внесли очень большой вклад в Великой Отечественной войне. Здесь как раз мы видим фотографии наших героев-железнодорожников. Если есть желание и родственники у вас, у горожан, кто желает увековечить память своих родственников, работавших в годы войны, воевавших, могут отправлять на сайт Свердловской железной дороги фотографии с ФИО, и в следующем году фотографии будут размещены на вокзалах нашей дороги и в вагонах памяти», – рассказала ведущий методист музея железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» Наталья Иванова.
Одна из основных задач «Эшелона Победы» – показать и рассказать, какой неоценимый вклад внесли железнодорожники в годы войны. Даже просто для того, чтобы заставить ехать состав, не покладая рук, работала бригада из трех человек. Нередко это были женщины и подростки.
«Это локомотив-паровоз ЛВ номер 355. Как обычный локомотив действует для передвижения подвижного состава. Работают машинист, помощник, кочегар», – объяснил машинист паровоза-тепловоза ОАО «РЖД» Артем Радзинский.
В годы Великой Отечественной войны, когда мужчины ушли на фронт, кочегарами приходилось работать женщинам. В среднем за смену они выгружали 4-5 тонн угля, чтобы поддерживать работоспособность локомотива.
«У моей тети мать родная, тетя Рая, она умерла в том году. Она познакомилась со своим мужем, работая в локомотивной бригаде кочегаром паровоза», – поделился Артем Радзинский.
Одни из самых впечатляющих вагонов – военно-санитарные. Данная секция в этом году была расширена, добавилась еще одна экспозиция.
«Кроме того, у нас добавился интересный вагон по военно-санитарной части. Это штабной, где именно быт показан, роль именно санитаров в годы войны, как они жили», – отметил начальник эшелона Победы СвЖД Евгений Здоровенко.
Военно-санитарные поезда состояли из 17 вагонов. Они выполняли важную функцию – буквально с первых дней боевых действий здесь лечили и доставляли в госпитали раненых солдат. В 41 году было сформировано чуть менее трехсот составов такого профиля, к окончанию войны их количество перевалило за 800.