Ушла в декрет и осталась без выплат. В такой ситуации оказалась жительница Сургута Анна Кораблина. И дело не в социальных доплатах. Женщина четыре года работала в фирме «Строительно-монтажное управление – 32» до ухода на больничный по беременности и родам. Во время декрета у организации сменился директор и тогда начались сложности. Сургутянка не могла добиться пособия по уходу за ребенком, потому что работодатель не предоставил документы в фонд социального страхования. С помощью трудовой инспекции необходимые данные были переданы, однако с ошибочным периодом. Получилось так, что полтора месяца из отпуска по уходу за ребенком не были никак оплачены. Комментируя эту ситуацию, даже в трудовой инспекции сказали, что не имеют возможности помочь. Женщине пришлось идти в суд. Пока шли разбирательства Анна Кораблина решила уволиться из компании. Однако к тому моменту фирма прекратила свою деятельность и все письма с заявлениями так и не дошли до адресата. Восстановить свои права женщина пытается до сих пор. Можно ли решить трудовой спор, если компания не считается действующей и как вообще быть в такой ситуации?
Если руководитель оказался вдруг… другой. В октябре 21 года в компании «Строительно-монтажное управление – 32» сменился генеральный директор. О том, что это может стать для главного бухгалтера фирмы Анны Кораблиной проблемой, она и не предполагала. Изменения произошли, когда она была на больничном по беременности и родам. Первые сложности возникли, когда этот период закончился и пришло время уходить в отпуск по уходу за ребенком, а никаких документов на пособие компания в соответствующие органы не предоставила.
«В ФСС я позвонила, мне сказали, что на меня никакие документы не подавали. Я обратилась с заявлением в трудовую инспекцию, трудовая инспекция сделала запрос на СМУ, СМУ ответили, что у них нет на меня никаких документов, нет договора, нет трудовой книжки, ничего такого, поэтому они не могут знать, являюсь ли я их сотрудником», – рассказала Анна.
Доказывать наличие рабочих отношений с фирмой женщине пришлось самостоятельно. Трудовая инспекция организовала встречу с работодателем, где он признал в Анне Кораблиной свою сотрудницу.
«В связи с тем, что 10 марта 22 года вышло постановление № 336 правительства, установлен мораторий о проведении внеплановых проверок. Было выдано предостережение в адрес работодателя, ну и разъяснены права обращения в суд за восстановлением своего нарушенного права», – отметила заместитель начальника отдела надзора и контроля по соблюдению трудового законодательства в организациях Сургута государственной инспекции труда Югры Анна Силаева.
«Встреча наша состоялась 12 апреля, документы они подали мне на пособия с 13 апреля. То есть вот на этот период с 6 марта по 13 апреля ФСС мне не оплатили, потому что на этот период они не подали документы. Непонятно, где я находилась. То есть у меня отпуск по беременности и родам закончился 5 марта, а 6 марта по 13 апреля я где-то там висела. Я звонила в ФСС спрашивала, как мне в таком случае быть. Они мне объяснили, что у вас есть два варианта: либо если вы трудоустроены, – через руководителя, либо, если вы не трудоустроены, – через МФЦ», – пояснила Анна Кораблина.
Получается, полтора месяца женщина не получала никаких пособий: ни как безработная, ни как трудоустроенная. При повторном обращении в трудовую инспекцию ей посоветовали идти в суд.
«Трудовая инспекция сейчас больше направлена на профилактические мероприятия, когда к нам приходят обращения граждан, мы делаем мотивированный запрос в адрес работодателя, уточняем, действительно ли нарушены права, не нарушены. После мотивированного запроса часто работодатель устраняет нарушения и в этом случае мы выдаем предостережение», – добавила Анна Силаева.
Подать данные в ФСС может только работодатель.
«Они видят, что пособие началось с 13 апреля, и говорят, что действительно вот этот кусочек не оплачен, но мы сами вам сделать ничего не можем. У нас надо, чтобы работодатель передал. Помимо этого, за 22 год работодатель не передал отчет по стажу. То есть пенсионный фонд не получил информацию о том, что я работала в этой компании, то есть у меня стаж пенсионный не зачислился. И это тоже, получается, только через суд», – подчеркнула Анна Кораблина.
Женщина обратилась в суд. Исковое заявление приняли не с первого раза, но дело сдвинулось с мертвой точки. Состоялось несколько заседаний. Вместе с тем генеральный директор «СМУ – 32» Сергей Удинцев рассказал журналистам нашего телеканала, что на судебных слушаниях не был: «Я вот не был приглашен ни на одно судебное слушание. И я вам точно говорю, что нет никакого судебного акта».
Судебного решения нет на руках и у Анны Кораблиной. Но слушание состоялось. Инстанция удовлетворила требования истца, это подтверждается и информацией на сайте сургутского городского суда.
«На данный момент последний суд был 12 октября, суд удовлетворил мои требования, правда, определение мне еще не передали, мне сказали, что мне его почтой направят», – добавила Анна Кораблина.
Как рассказали в трудовой инспекции Сургута, это не первая жалоба от сотрудников компании «СМУ-32» за последние несколько лет. В 22 году у фирмы было разбирательство по факту задолженности по заработной плате.
«В начале 22 года поступило обращение от работницы по поводу задолженности по заработной плате. Государственной инспекцией труда, еще не было моратория на проверки, была проведена проверка, выдано предписание, предприятие предписание в срок не исполнило, таким образом нами было выдано решение о принудительном взыскании и направлено в службу судебных приставов», – прокомментировала Анна Силаева.
На этом история с задолженностью по заработной плате закончилась. Однако разбирательства Анны Кораблиной с фирмой продолжаются: «18 мая 2023 года у меня дочери полтора года исполняется. Я написала заявление на увольнение, отправила его почтой и написала в заявлении, что с 19 мая 2023 года прошу уволить меня по собственному желанию».
Заявление женщина направила почтой, потому как, по ее словам, офис компании переехал, а куда, ей не сообщили. Одно письмо было отправлено по старому, фактическому адресу предприятия, второе – по юридическому, зарегистрированному в Сургуте.
Юридическим адресом компании «Строительно-монтажное управление – 32» числится жилой дом, даже указана квартира. Однако по этому адресу никакого офиса не находится. С 21 года, как рассказал руководитель фирмы Сергей Удинцев, компания фактически не является действующей. В связи с тем, что заявление не было доставлено адресату, Анне Кораблиной пришлось обращаться за помощью в прокуратуру: «Мне сделали официальный ответ, в котором ответили, что с руководителем связались, руководителя нашли, он пообещал, что 11 октября 2023 года я буду уволена. Компенсацию за неиспользованный отпуск мне перевели, но с карты юриста, с которым я общалась. В платежном поручении все было указано верно: «Расчет при увольнении», но налоги с моей компенсации не отчислили, в налоговую эти налоги не отправили, отчетность о том, что я уволена, никто не сдал».
По словам женщины, при увольнении ей не выдали никаких документов и соответствующих приказов. Не отдали и трудовую книжку. Вместе с тем бывший начальник Сергей Удинцев убежден, что документ о трудовой деятельности находится у сотрудницы: «Человек лукавит, объясню, до увольнения, да ухода в отпуск по уходу за ребенком Анна вела дополнительно к бухгалтерии еще и кадровую составляющую этой компании. Когда я пришел и стал генеральным директором, Анны уже не было на работе, ее трудовой книжки тоже не было. После встречи с прокурором города Сургута, куда она обращалась, она подтвердила прокурору, что трудовая книжка находится у нее на руках».
По словам Анны Кораблиной, она до сих пор числится трудоустроенной в компании, что мешает ей найти новую работу. Осложняет ситуацию и то, что фирма фактически никакую деятельность не ведет: «Фирмы нет как таковой, как элемента экономического, который на рынке действует, и так как взыскивать нечего и не с кого, ответственности, получается, никакой нету».
В трудовой инспекции разъяснили, что в ситуации, когда работодатель – фирма, не ведущая деятельность, увольнение можно произвести только судебным решением. Именно этим и намерена заняться молодая мама Анна Кораблина в перерывах между воспитанием маленькой дочки.