Их служба не только опасна и трудна. Для среднестатистического россиянина она практически незаметна. Лишь небольшой процент жителей страны так или иначе с ней сталкиваются – кто-то по работе, а кто-то – по собственному невежеству, из-за незнания или несоблюдения законов. Поэтому и не каждый знает, что означает аббревиатура ФСИН. Расшифровывается она просто – Федеральная служба исполнения наказаний. Зачатки этой системы появились еще во времена Российской империи – неоднократно проводились реформы по оптимизации работы тюрем, издавались указы по созданию особой государственной структуры. И уже тогда было четкое понимание, что одной только карательной функции недостаточно.
Чтобы не было рецидивов преступлений, следует проводить и воспитательную работу с заключенными. Около семидесяти лет структура по исполнению наказаний находилась в ведении Министерства внутренних дел и только в конце прошлого века была квалифицирована в отдельное ведомство.
В этом году ФСИН отмечает 25-летие. В математическом исчислении человеческих лет это не так уж и много, для пенитенциарной системы – внушительный срок. Что изменилось за эти годы, какие функции сегодня выполняет федеральная служба исполнения наказаний и как она работает в Югре?
История уголовно-исполнительной системы Югры начала формироваться еще в семидесятые, когда стало активно осваиваться Самотлорское нефтяное месторождение. В тот период исправительно-трудовые колонии центральной полосы были переполнены, поэтому искали возможности для строительства новых. В 1967 году в Тюменской области заработало первое такое учреждение. Впоследствии были открыты еще три. Пройдет еще тридцать лет, прежде чем пенитенциарная структура выйдет из системы МВД и станет отдельным ведомством. Примерно в то же время в уголовно-исполнительную систему пришел Владимир Дук. Правда, в Красноярском крае. В Югру на должность помощника начальника управления по мобилизационной работе он перевелся в 2009 году.
«На нынешний день система поменялась только в лучшую сторону. Во-первых, сотрудникам создали быт, что основное, будем говорить. Люди понимают, что квартиру можно получить, какой-то социум уже идет. Для осужденных ведется большое решение проблем. Даже видеосвязь с родственниками, где это было, когда это было, никогда этого не было. Сейчас можно этим воспользоваться, прям в отряде, подходишь к телефону, карточку туда вложил и позвонил родителям в любое время», – рассказал Владимир Дук.
А сравнить Владимиру есть с чем. Он еще и бывший начальник сургутского лечебно-исправительного учреждения № 17 и о работе со спецконтингентом на местах знает не понаслышке. Сегодня, говорит он, в колониях взят курс не столько на наказание, сколько на перевоспитание и исправление заключенных. Чтобы, оступившись однажды и искупив вину, они больше не вернулись в места не столь отдаленные.
«В целом идет развитие и производственной деятельности, и обучаем спецконтингент, обучаемся сами, как говорится, предела нету совершенству, организуем воспитательную работу, сейчас развивается система уголовно-исполнительного законодательства в рамках гуманизации вообще в целом всей этой системы, поэтому начинают превалировать наказания, не связанные с лишением свободы, которые тоже мы организуем», – отметил заместитель начальника УФСИН по Югре Андрей Гнетнев.
Речь об исправительных центрах, куда сегодня стремятся попасть многие заключенные. Здесь не такой строгий режим, есть возможность работать и зарабатывать, а иногда даже и выходить в город. Оба учреждения находятся в Сургуте. Один на базе строительной организации ДСК «Сибпромстрой», второй – «Сургутстройтреста». Такая практика ресоциализации и исправления трудом показала положительные результаты.
«В 21 году у нас открылся первый участок, функционирующий как исправительный центр, где отбывают наказание к принудительным работам осужденные. Сейчас уже функционирует два, третий планируем открыть в ноябре-декабре в Лангепасе, тем самым идет ресоциализация и социальная адаптация лиц, которые находятся в наших учреждениях», – добавил Андрей Гнетнев.
Работа по трудовому воспитанию ведется и в самих колониях. Спецконтингент трудится в цехах дерево- и металлообработки, на швейном производстве. На местах можно получить среднее и профессиональное образование. Все для того, чтобы, оказавшись на воле, бывший заключенный имел хотя бы минимальные навыки устройства в жизни. Работу по исправлению ведут не только на физическом, но и на духовном уровне.
«Люди приходят в храмы. У нас теперь не только храмы православные теперь есть в учреждениях, есть и для мусульман помещения молитвенные, есть даже мечеть на территории 11 колонии. Поэтому мы стараемся задействовать всех верующих, независимо от их принадлежности к определенной какой-то лиге. Любой может вызвать священнослужителя своей конфессии и мы организовываем встречу. Ну и в целом вера – она, конечно, очень положительно влияет», – прокомментировал помощник начальника УФСИН по Югре по работе с верующими Георгий Кошелев.
Ну а в самой пенитенциарной системе главное положительное достижение – конечно, люди. Сегодня в структуре свыше 1100 сотрудников, которые трудятся в десяти подразделениях югорского УФСИН. Важную роль играют и ветераны ведомства. Они помогают не только тем, кто уже отслужил, но и наставляют молодых. С 2006 года функционирует ветеранская организация.
«Уставных задач у нас много, но самая важная задача – это всесторонняя поддержка и помощь ветеранам и пенсионерам уголовно-исполнительной системы. Да, поддержка – это хорошо, но также и воспитательная работа, смотрите, как молодежь у нас привлекается, они с удовольствием участвуют во всех наших мероприятиях. Вот мы говорим – воспитательная работа, патриотическое воспитание, а это и есть, то есть на нашем примере молодежь видит, как мы относимся к старшему поколению, правильно, а ведь это любовь к родине и помощь старикам, забота. Это и есть одно и то же, я считаю», – подчеркнула председатель совета ветеранов регионального отделения общероссийской общественной организации ветеранов уголовно- исполнительной системы по Югре Наталья Деточкина.
В день рождения принято подводить итоги и строить планы на будущее. Есть такая традиция и в окружном управлении ФСИН. Главная на все времена – четко следовать букве закона. А еще внедрять новые технологии и методы работы, чтобы как можно больше осужденных вставали на правильный путь и возвращались к нормальной жизни.