Для сургутянина Сергея Романько увлечение превратилось в дело жизни. Мужчина дает вторую жизнь ретротехнике. В его коллекции более 60 радиоприемников, проигрывателей, магнитофонов, телевизоров и телефонов. С помощью паяльника и отвертки сургутянин заставляет вновь работать аппараты, произведенные почти век назад.
– Вот, самый старый. Называется Д-11. Почему Д, не знаю, 11 – одиннадцатиламповый.
– Сколько вы над ним работали?
– Год.
– Реставрация?
– Да, потому что у него очень убитый был приемник, вообще сплошная ржавчина. Нужно было все полностью снять, промыть, установить. Он рабочий, приемник работает.
Таких экспонатов в коллекции сургутянина Сергея Романько более шестидесяти, каждый из них он знает, как говорится, «в лицо». Кропотливо перебирая детали, изучая схемы, меняя лампы, с помощью отвертки, паяльника и измерительных приборов он возвращает к жизни, казалось бы, уже отслужившую свой срок технику. В его руках приемники, проигрыватели, телевизоры и телефоны обретают вторую жизнь: «Я их не один сразу делаю, что-то не идет, бросил, начинаю другой делать. Тот пошел, отдал на реставрацию дерева, назад вернулся к этому. Потом этот сделал – дерево готово, этот сделал. Это в год получается приемников 4-5, а то и шесть».
Увлечение техникой началось еще в раннем детстве. Родители, сами того не подозревая, пробудили в сыне интерес к точным наукам и желание во всем разбираться самому: «Мне на день рождения мама подарила конструктор «Собери транзисторный радиоприемник». И я две недели помучался с ним, а там такой был конструктор, что нужно было делать все своими руками – катушки мотал вручную, трансформатор вручную собрал. Назывался «Малышок» или «Малыш», я не помню точно. Заработал сразу, стало интересно».
Детское увлечение не прошло даром. В школе интерес к технике подогрел учитель физики. Именно его Сергей сегодня вспоминает с благодарностью, отмечая, что подача программы педагогом и практические занятия стали определяющими в выборе профессии. В политехническом институте, куда Сергей Романько поступил сразу после армии, его знали все – ремонтировать технику несли именно ему. По распределению после института попал в Сургут, строил ГРЭС, работал в Горэнерго. А параллельно ремонтировал. Сегодня он – начальник центральной диспетчерской службы Сургутских городских электрических сетей. Но увлечение не оставляет его даже на работе, правда, в свободное от нее время.
Эстония, Минск, Франц, Рекорд, ВЭФ, Маршал – это только малая часть того, что есть в коллекции. И каждый экспонат с историей. Подобный этому, например, «снимался» в фильме «Освобождение», сегодня таких приемников осталось всего несколько в стране. А телевизор «Ленинград» мелькал в картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Разделяют увлечение начальника и сотрудники.
«Сергей Михайлович не очень любил раньше пользоваться электронными гаджетами, поэтому помогали ему находить продавцов, потом помогали находить схемы, распечатывали. Он нам, конечно, пытался что-то объяснить – диоды, триоды – но как-то нам это все не пошло, он сам паяет постоянно. Ну и рассказывает, когда он что-то собирает, он всегда нам рассказывает, сам процесс описывает, где он брал ткани, чтобы заменить вот старую ткань на новую. И рассказывает историю каждого радио – очень интересно», – рассказала инженер Сургутских городских электрических сетей Гелена Гришина.
Увидеть и услышать историю некоторых экспонатов Сергея Романько можно на выставке ретротехники в библиотеке имени Николая Рубцова. Работать там она будет до конца года.