Сургут делает свой весомый вклад в создание отечественных разработок для нефтегазодобывающей отрасли. Например, в нашем городе появился завод полного цикла производства спецтехники. Среди заказчиков – Сургутнефтегаз, «Роснефть» и другие крупные компании. Для них собирают отдельные категории машин, например, передвижные буровые установки, которые могут пройти по любому бездорожью. Разработкой и производством этой техники занимается Алексей Гринкевич.
Вездеходам он посвятил уже 15 лет своей жизни. Сначала собирал машины для себя, чтобы ездить на рыбалку. Потом в конструкторском деле нашел свое призвание. С тех пор он создал почти с десяток уникальных моделей. Одна из них получила патент мирового уровня. Это значит, что до Алексея такой техники вовсе не было.
Желание создавать новое помогло предпринимателю расширить свое дело. Ранее на производстве трудились всего десять человек, в нескольких разбросанных по городу ангарах. А теперь машины производят на настоящем заводе, состоящем из трех цехов. Как рассказал нашей съемочной группе Алексей Гринкевич, сейчас в вопросе технического обеспечения нужно особое внимание уделить лесной промышленности.
В Сургуте завершилось возведение завода полного цикла по производству спецтехники. Предприятие работает и изготавливает вездеходы уже 15 лет. Самый ходовой товар – вездеход «ТРОМ-8» – был разработан в 2008 году. Это восьмиколесная машина. Несколько лет понадобилось, чтобы запустить серийное производство. И теперь «ТРОМ-8» – визитная карточка завода. Его закупают нефтяные, энергетические, исследовательские и лесопромышленные компании со всей России. В месяц на предприятии собирают до трех таких машин.
«В таком цвете у нас машины заказывают магистральные электросети, это «Россети». Хочу обратить внимание на импортозамещение, которое пришло и в наши ряды. Мы ставили двигатели японские, а сейчас мы ставим китайские. Сказать, что это хорошо или плохо, не знаю, мы его еще не запускали , вот запустим, посмотрим», – поделился Алексей Гринкевич.
Предприниматель Алексей Гринкевич проделал огромный путь. Из почти «гаражного» производства спецтехники со штатом в 10 человек до настоящего завода с тремя цехами площадью более двух тысяч квадратных метров. Сейчас на предприятии трудятся 50 специалистов. Организация активно расширяется – набирают сварщиков, конструкторов, сборщиков. Преимущественно работает здесь молодежь. Отмечают: помогать создавать что-то уникальное – крайне интересно.
«Лицо вездехода, можно сказать, ставится, и вот эти вот провода потом цепляются, один на подкапотное пространство. Все датчики, все приборы сюда приходят. Управление все. Вот тут индикаторы, это еще не готовый образец. Видно будет, здесь свечи накала, блокировка балансиров, давление воздуха, возбуждение генератора», – объяснил техник по ремонту и эксплуатации электронной аппаратуры Нияз Мухаметдинов.
Нияз собирает электронные панели для всех машин завода. А их уже немало. На базе уже известного вам «ТРОМ-8» Алексей Гринкевич сконструировал и другую технику. Так появилась передвижная буровая установка, тоже предназначенная для бездорожья. Она пользуется спросом у нефтегазодобывающих предприятий. Для лесной промышленности разработали отечественный мульчер. Он предназначен для очистки территорий от деревьев: «Эта машина чистит площадь от деревьев, перерабатывает деревья в щепу, чтобы ничего не росло, не замыкали провода. Выглядит все это примерно вот так внутри. Это все дело на джойстиках у нас, педалей у этой машины нет, кондиционер здесь есть, электронное табло, камеры всякого разного заднего вида. Мы это все делаем сами, радость за прилично сделанную работу существует».
Еще год назад компания спроектировала единственный в мире болотоходный форвардер. Это машина, которая занимается перевозкой леса. Сейчас он уже прошел все испытания, дорабатывают детали: «Это форвардер двухпогрузочный. В мире ничего похожего нет, мы получили патент мирового уровня, мирового класса, 1А. Это редкость большая – так, чтобы прямо что-то придумать новое в лесозаготовительной технике, но вот нам удалось. У этой машины, чем она от обычного форвардера отличается, у нее две погрузочных площадки, здесь кладутся бревна и здесь кладутся бревна, а все агрегаты спрятаны в этом ящике, двигатель, все остальное спрятано вот здесь и внутри герметичных плавающих лодок. Как ни странно звучит для лесной техники, но форвардер имеет свойство плавать».
В пару к нему есть и харвестер, он пилит деревья. Сейчас на российском рынке на эти машины высокий спрос, потому как на территории страны не производят подобную технику, а импортные приходят в негодность. Однако Алексей Гринкевич отметил, что в Сургуте запускать серийное производство – это экономически и логистически непросто. Поэтому компания готова предоставить свои разработки более крупным заводам, чтобы те удовлетворили спрос на рынке.
«Они должны быть больше, не 500, а 700-800 пар этих машин в год. Это очень большой объем, это уровень не частного проектирования и не частного изготовления. Это государственный уровень, но будем надеяться. Я письмо отдал с возможностями нашего предприятия нашему губернатору, она обещала посодействовать, разослать в ведомства и министерства, которые за это отвечают. Все наши разработки, мы готовы для нашей родины предоставить конструкторскую документацию и действующие модели этих машин», – подчеркнул Алексей Гринкевич.
При всем желании сургутское предприятие не может собирать необходимое количество таких машин. А вопрос о технике в лесопромышленности может встать достаточно остро, когда нынешние импортные «единицы» исчерпают себя.
«Свяжемся с Минпромторгом, с Минлесхозом, может быть, они предложат какие-то действующие, но незагруженные заводы, на которых можно производить серийно вот эти форвардеры», – добавил предприниматель.
Как отметил Алексей Гринкевич, отечественной техники для лесной промышленности в России не производят. Пока на ходу импортные машины. Однако когда они придут в негодность, а при отсутствии запчастей и должного обслуживания это может произойти буквально в течение пары лет, есть риск, что у отрасли возникнут серьезные проблемы. Отразиться они могут на работе целого экономического сектора. Поэтому, помимо предоставления чертежей, комплекс из трех лесомашин сургутский завод готов курировать и в будущем. При необходимости оптимизировать, видоизменять технику, а также выступать как конструкторское бюро.