Пока в России продолжаются мероприятия, посвященные значимой дате в истории нашей страны – 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, сургутские поисковики отправились в очередную, первую в этом году экспедицию «Дальневосточный фронт». С 20 мая по 5 июня в Смирныховском районе Сахалинской области будут вестись раскопки. Это место было выбрано неслучайно. В августе 1945 года здесь велись ожесточенные бои в ходе Южно-Сахалинской наступательной операции. Общие потери тогда составили более двух с половиной тысяч советских солдат, свыше сотни из них до сих пор числятся пропавшими без вести.
В прошлом году участникам Сургутского городского военно-поискового клуба «Север» удалось закрасить белые страницы истории и поднять останки пятерых бойцов. Надеются сократить список безвозвратных потерь и в этом году.
Каждая такая экспедиция для поисковиков – возможность вскрыть неизвестные факты и вписать в историю новые имена. У каждого своя причина, чтобы это делать.
Они твердо уверены, что война не закончена, пока не захоронен последний солдат. Именно поэтому каждый год, вооружившись лопатами, щупами и металлодетекторами, отправляются в очередную экспедицию. География поиска обширная, у участников Сургутского городского военно-поискового клуба «Север» уже есть свои постоянные локации – это Ростовская, Калужская, Ленинградская области, Крым и Сахалин. На острове, к слову, в этот момент проходит первая для них в этом году поисковая кампания – «Дальневосточный фронт». В прошлом году волонтерам удалось найти останки пятерых советских и четырех японских солдат. Надеются обнаружить бойцов и в этом году. От Югры в экспедиции участвуют пять человек. Один из них – руководитель «Севера» Андрей Попов, искатель с многолетним стажем: «Первый раз, когда поехал, мне было 13 лет, я поехал в поисковую экспедицию, зацепило, я начал ездить. А сейчас нас уже приглашают, если нам территория эта удобна, чтобы до туда доехать, какие-то свои навыки мы привозим, смотрим, изучаем, готовим какой-то материал архивный, почву также надо знать, чтобы уметь с ней работать, ну и, конечно, местные жители, чтобы с ними общаться, разговаривать, чтобы нам легче было работать, потому что некоторые еще местные жители помнят, как это было».
Как это было, участники экспедиций могут только представлять. Прежде чем отправиться на позицию, проводят доскональную работу – разыскивают карты боевых действий того времени, изучают архивные данные, сотрудничают с министерством обороны. А потом уже при раскопках в буквальном смысле видят историю своими глазами, когда находят очередную простреленную вражеской пулей каску, проржавевшие от времени гильзы, истлевшее обмундирование. Осознание, что делаешь что-то важное, говорит участник «Севера» Иван Соломка, приходит, когда поднимаешь останки бойца, который некогда поплатился жизнью за будущее потомков: «Себе ничего такого не надумывал, не придумывал, просто осознавал, что это боец, и осознавал, что это было давно. Потом все приходит уже после поездки, все осознание, то есть в тот момент это просто работа, работаешь, работаешь, работаешь, а потом уже осознания такие приходят – а как там много, а как там много работы, а сколько еще там, ну такого вот плана».
В «послужном» списке Ивана пять таких экспедиций. Говорит, ездил бы чаще, да приходится подстраиваться под график отпусков. У 17-летнего Георгия Бурячка свободного времени немногим больше. Сегодня он готовится поехать в свою первую экспедицию: «Мне рассказал об этом отряде мой друг, одноклассник, я сюда пришел из-за своего собственного интереса к истории нашей страны, и у меня есть, так сказать, симпатия к теме войны и подобной военной тематике. Это важно, потому что непосредственно нужно воспитывать наше поколение через практику, показать, что хранит наша Родина, как это все происходило, и не на словах, а на практике показать это все».
В потаенных закромах нашей Родины хранится еще много секретов, которые поисковикам только предстоит разгадать. По некоторым данным, до сих пор числятся пропавшими без вести после Великой Отечественной от полутора до двух с половиной миллионов человек. Большую роль в установлении имен из так называемых безвозвратных потерь играют как раз поисковые отряды. Ежегодно во время раскопок обнаруживают тысячи останков. На счету сургутских ребят несколько десятков вернувшихся из небытия защитников Отечества. Помогают в этом и юные сургутяне.
«Ребят мы принимаем с 14 лет, проводим школу поисковика, и проверяем, смотрим на них, ну и ребята сами смотрят, смогут ли они жить в палатках, спать в спальниках, кушать готовим на костре, ходить с лопатой, щупом, металлодетектором, конечно, заполнять документы – это протоколы эксгумации, ну и вообще психологически готов боец, чтобы ездить в экспедиции», – рассказал Андрей Попов.
Из каждой экспедиции поисковики привозят сотни артефактов. Часть из них можно увидеть на выставках, которые организуют на базе центра патриотического воспитания «Саланг». Экспозиция пополняется постоянно. Здесь можно увидеть оружие, боеприпасы, личные вещи бойцов. Самое ценное – смертные медальоны. Их, к сожалению, говорят поисковики, не так много, но именно они помогают установить имя погибших солдат. Обнаруженные при раскопках на «Дальневосточном фронте» предметы тоже в будущем станут экспонатами музея. Познакомиться с ними сургутяне смогут уже этой осенью.
«Нам предстоит менять наши экспозиции в связи с тем, что у нас будет проводиться ремонт, и мы очень надеемся, что когда нам сделают капитальный ремонт и мы вернемся сюда, то мы полностью обновим нашу экспозицию, улучшим ее, добавим интерактива. Мы над этим сейчас работаем, пытаемся писать гранты, для того чтобы можно было сделать еще более интересной нашу выставку», – отметила начальник центра патриотического воспитания «Саланг» Алена Сапронова.