Нововведения касаются
не только образовательной программы,
но и внеурочных занятий. Введен
обязательный ритуал начала недели в
школе, в расписание внесен классный час
«Разговоры о важном». В течение года
педагоги проведут 34 таких занятия. Темы
утверждены на федеральном уровне, а
учителя отмечают, что для этого курса
внеурочной деятельности подготовлены
содержательные методические и наглядные
материалы.
Кроме
того, в штатном расписании школ
Ханты-мансийского автономного округа
появилась новая позиция – советник
директора по воспитанию и работе с
детскими объединениями. Этот пилотный
проект российского Министерства
просвещения был апробирован в 10 субъектах
страны в прошлом году. Сейчас в нем
участвуют уже 45 регионов. Перед советниками
поставлены определенные задачи.
В
общеобразовательных учреждениях все
больше внимания уделяют патриотическому
воспитанию, историческому просвещению
подопечных и наверняка эта деятельность
будет усиливаться. Например, на прошлой
неделе в Госдуме вновь прозвучало
предложение вернуть в школы курс
начальной военной подготовки. Важно в
складывающихся реалиях возрождать
добрые традиции, подчеркивают депутаты.
Известно:
новое – это хорошо забытое старое.
Кажется, современные идеологические
инициативы вполне этому утверждению
соответствуют.
Согласитесь,
народу нужны герои, символы, и важно не
упустить момент подмены идеалов. Сразу
несколько больших программ реализует
Министерство просвещения в рамках
федерального проекта «Патриотическое
воспитание граждан России». Педагоги
отмечают: уже в течение нескольких
последних лет именно эта компонента в
образовательном процессе усиливается.
Что касается символики: в этом году во
всех образовательных школах страны
ввели традицию торжественного поднятия
флага России в начале рабочей недели.
Честь принять участие в торжественной
церемонии получают ученики, показывающие
отличные результаты в учебе, творчестве
или спорте.
«Это
процедура очень ответственная, проработан
регламент локальными актами во всех
образовательных организациях, закреплен,
который позволяет, соблюдая требования
существующие и согласованные на уровне
Министерства просвещения и структурой,
отвечающей за геральдические составляющие,
подъем и спуск флага в начале и в конце
недели. И
хранение флага – это тоже отдельная
процедура, которая должна соблюдаться»,
– рассказала
заместитель директора департамента
образования администрации Сургута
Ольга Иванова.
У
директоров сургутских школ с начала
этого учебного года появились советники
по воспитанию и работе с детскими
объединениями. Югра вошла в число 45
регионов России, где реализуется новая
идеологическая инициатива Министерства
просвещения.
«Идея
в том, чтобы создать единое воспитательное
пространство. Большая наша страна,
большой федеральный проект, чтобы в
каждую школу смогла войти та идея, та
мысль, которая транслируется Федерацией,
необходим свой человек, так скажем. Этот
человек и есть советник, через которого
и проходит вот эта главная идея
воспитательного процесса», – отметила
муниципальный координатор проекта
«Навигаторы детства» Елена Мазурчук.
Главная
цель – вовлекать детей в общественную
жизнь, мотивировать к участию в культурных,
спортивных, просветительских событиях,
помогать школьникам воплощать новые
идеи, организовывать внеурочную
деятельность, в
целом способствовать воспитанию личности
на основе духовно-нравственных традиций.
Советники являются штатными сотрудниками
общеобразовательного учреждения, имеют
поставленные задачи.
«Они
вышли в школы. Они уже трудоустраиваются,
схема не очень проста. Данные специалисты
будут получать заработную плату из
федерального бюджета. У
нас на сегодняшний день есть две школы,
в которых будут советниками и работают
советниками сотрудники не данных школ.
Это
независимые будут люди и, конечно же,
будут системно и в каких-то моментах,
даже, может быть, критично, оценивать
ситуацию. Мы верим, что это будет
объективно и качественно», – добавила
Ольга Иванова.
Кандидатов
на должности советников по воспитанию
и работе с детскими объединениями
отбирали в рамках конкурса «Навигаторы
детства», который провели Министерство
просвещения и организация Российское
движение школьников. В Сургуте новые
школьные должности займут 37 педагогов,
по совместительству они являются
сотрудниками Российского детско-юношеского
центра, где прошли многоступенчатое
обучение.
«Советник
становится уникальной личностью и может
использовать в работе два подхода –
классический базовый, согласно своему
педагогическому образованию, и тот
материал, который дает Российский
детский центр. Он
на волне с молодежью, он знает, что сейчас
в моде, что сейчас в тренде, и предлагает
именно такие варианты взаимодействия,
чтобы было интересно молодежи, чтобы
молодежь сама вовлекалась и интересовалась,
что же сейчас происходит Мы же понимаем,
что воспитательная работа – это
коллективная история, один в поле не
воин. Советники выполняют такую функцию
проводника и вовлекают в деятельность
учащихся образовательных организаций.
Они
хорошие у нас, очень активные, понимающие,
увлеченные люди. Самое главное – у них
горят глаза, когда идет речь о воспитательном
процессе», – добавила
Елена Мазурчук.
Еще
одно новшество – еженедельные классные
часы «Разговоры о важном». В течение
года в общей сложности педагоги таких
занятий проведут больше 30. Темы утверждены
на федеральном уровне, а учителя отмечают,
что для этого курса внеурочной деятельности
подготовлены содержательные методические
и наглядные материалы.
«Эти
уроки разработаны индивидуально под
возрастную категорию, поэтому сегодня
нельзя детям говорить все одинаковое.
Первоклассник сегодня может усвоить
одно, одиннадцатиклассник – другое»,
– объяснила
директор школы № 19 Светлана Ширина.
Для
педагогов подготовили сценарии,
методические материалы, презентации,
подобраны различные формы проведения
бесед. Выстроена и обратная связь. Все
участники – дети, родители, педагоги,
управленцы – имеют возможность оставить
свое мнение. Обменяться практическим
опытом классные руководители могут в
рамках проекта «Собеседники» Академии
Минпроса. «Разговоры» затрагивают не
только темы героизма-патриотизма и
любви к Отечеству. Обсуждаться будут
самые различные вопросы, волнующие
современных школьников. Например,
следующий такой классный час будет
посвящен Дню пожилого человека. Речь
пойдет о старшем поколении,
и каждый, конечно же, вспомнит о своих
близких, о бабушках и дедушках, которые
участвовали в истории создания не только
своей семьи, но и в истории страны.
«В
тех образовательных организациях, где
классные руководители творчески подходят
и предлагают свои новшества, я
знаю, что дети уже рисуют и генеалогическое
древо, вспоминают о традициях и приносят
те семейные реликвии, которые хранятся.
В этой части можно развивать любую идею
и после занятия проводить серию
активностей, мероприятий, возможно,
проектов, которые потом перерастают в
интересные для детей формы и виды
деятельности», – акцентировала
Ольга Иванова.
«Разговоры
о важном» – истории с продолжением.
Ребята могут пройти тематическое
тестирование, поучаствовать в
интеллектуальном марафоне. Это может
быть как индивидуальная работа, так и
групповая.
«Что
на самом деле важно. Важно не то, что мы
делаем, а сколько детей смогли вовлечь
в этот процесс, сколько мы смогли
заинтересовать, потому что дети – это
наше будущее. Как бы это громко ни
звучало, заезженная фраза, но ради детей
все эти процессы сейчас происходят.
Советники сами с душой, со своей
гражданской позицией относятся к своей
работе. Они понимают, вникают в то, что
транслируют детям. И благодаря этому
дети принимают активное участие. И
охваты очень хорошие. Деткам нравится
этот формат, им интересно, с нетерпением
ждут следующих событий», – прокомментировала
Елена Мазурчук.
Одним
из замечательных фактов в школьной
сфере можно еще считать тот, что
законодательно упразднено понятие
«образовательная услуга». Именно учителя
на долгие годы остаются для наших детей
одними из самых близких людей. В их силах
научить ребят, как бы пафосно это ни
звучало, любить Родину, ценить и уважать
своих близких, помогать тем, кто в этом
нуждается, поддерживать друг друга. И
неплохо, что рамки учебного процесса и
программы сейчас позволяют школе это
делать.