«Я вчера в полседьмого приехал утра, был где-то 15, наверное, по очереди. Сегодня решил, приехал в полшестого утра – уже был третий по очереди. И так талончика я никак не мог взять. Я талончик беру для матери, чтобы попала в больницу. Человеку 73 года, не может в больницу никак попасть», – рассказал Игорь Журавлев. В очередях некоторые сургутяне даже успели завести знакомства. Но это, пожалуй, единственный плюс. «Это еще не очередь. Это не очередь. Вчера было 50 человек, одно окошко принимало. Я здесь три года, и три года это так», – отметила Патимат Халикова. «Вот на прошлой неделе я приходила также во вторник, меня записали в листок ожидания. Дали номер телефона. Вот это я названиваю-названиваю на номер телефона – там одна музыка и никто ничего не отвечает», – прокомментировала Людмила Милюкова. Во вторник во второй городской поликлинике двери открыли чуть раньше. Горожане обрадовались. Некоторым даже удалось записаться на прием. Ближайший, к терапевту, например, на 19 октября. Позже главный врач объяснила: такого ажиотажа можно избежать. В понедельник в кол-центр медучреждения за полтора часа поступило 800 звонков. А вместе с тем большую часть вопросов можно было решить и на сайте поликлиники. Там доступна возможность онлайн-записи на прием. «Что касается хронических больных: для пациентов, которые состоят на диспансерном учете, которым назначена терапия, у нас есть возможность выписывать препараты дистанционно, для этого выделено 2 телефонных линии, куда может пациент позвонить. Звонят, заказывают лекарственные препараты, их заявка направляется в кабинет льготной выписки, фельдшер выписывает этот рецепт, он автоматически уходит в аптеку. Пациенты, имеющие хронические заболевания, должны уметь управлять своим заболеванием. Для этого существуют так называемые «Школы здоровья», – объяснила главный врач второй поликлиники Марина Тараник. В прошлом году из-за пандемии оказание плановой помощи в поликлиниках приостанавливали. Узкопрофильные специалисты помогали терапевтам справиться с ковидом, ездили на вызовы. Сегодня плановая помощь оказывается, однако статистка заболеваемости ОРВИ и коронавирусом растет. Нагрузка на всех без исключения специалистов колоссальная. Помимо приема пациентов, они еще проводят осмотры перед вакцинацией, проводят выездную иммунизацию, выезжают в составе бригад неотложной помощи. Их, к слову, в понедельник от всех пяти городских поликлиник работало 68. При этом днем ранее таковых было вдвое меньше. «В первичном звене сегодня просто цейтнот, по-другому никак не сказать, я с большим уважением отношусь сегодня к медработникам, которые сегодня на передовой, и прошу просто всех пациентов отнестись с пониманием и помочь врачам в этой борьбе с этой инфекцией. Наши врачи, врачи поликлиник возвращаются домой около 2-3 часов ночи, пока не обслужат всех, все вызовы и всех пациентов», – прокомментировал главный рвач первой поликлиники Максим Слепов. Сложная ситуация – во всех поликлиниках Сургута. В понедельник один терапевт в среднем принимал 27 пациентов, педиатр – 34. А выездные бригады неотложной помощи столкнулись с валом вызовов не только с территории города, но и из дачных кооперативов. «В поликлиниках города Сургута, № 1, № 2 и № 4, ковидные КТ-центры. Позавчера также была пиковая нагрузка в этих КТ-центрах, вчера к нам обратились в эти три центра 243 человека, обычно эта цифра составляет, вот в период эпидемии, где-то около ста человек. Вот вчера была сделана 141 КТ, порядка 100 из них выявили пневмонию», – добавил Максим Слепов. Снизить нагрузку на медучреждения, помочь врачам можно и нужно. Например, записываясь на прием через электронную регистратуру. Талоны выгружают ежедневно в 7.30 утра. Альтернативный вариант – телемедицинская консультация. С ее помощью легко можно скорректировать ранее назначенное лечение. Также в поликлиниках готовы прийти на помощь дежурные врачи. Но важнейшим фактором остается вакцинация. Без создания иммунного щита от коронавируса говорить о возвращении к прежним укладам пока нельзя.