Начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера департамента образования и молодежной политики Югры Надежда Костылева выступила на Всероссийском форуме национального единства. Во время обсуждения актуальных вопросов по сохранению и поддержке родных языков в преддверии Международного Десятилетия родных языков коренных народов мира она отметила: «Окружное законодательство гарантирует представителям коренных малочисленных народов Севера, проживающим на территории округа, право на получение основного общего образования на родном языке, возможность права обучения на родном языке в местах компактного проживания коренных народов, а также приоритетность проведения научных исследований в области языковых проблем коренных малочисленных народов Севера». В 2019 году утвержден план мероприятий, который направлен на повышение доли носителей родного языка на 2020-2024 годы. Чтобы обмен опытом между регионами был продуктивнее, в Югре проводится Форум учителей родных языков малочисленных народов Севера с участием финно-угорских и самодийских народов, в том числе мастер-класс учителей родных языков. Кроме того, в регионе работает научно-координационный совет по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. Надежда Костылева добавила, что сегодня хантыйский, мансийский и ненецкий языки в Югре изучают в детских садах, школах и в учреждениях дополнительного образования. Постоянно родные языки изучают более двух тысяч детей. «Ежегодно в конкурсных мероприятиях принимают участие более 600 обучающихся: «Югра литературная», «Голоса книг писателей Югры», «Литературные места Югры», «Угорское наследие» на лучшее озвучивание произведений югорских авторов на родных или русском языках. Проводится региональный этап олимпиады школьников Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера. В октябре 2019 года впервые олимпиада проведена для обучающихся образовательных организаций профессионального образования автономного округа», – пишет ugra-news. В школах идет обучение десяти учебных предметов – родной язык, родная литература, краеведение, география Югры, экология Югры, охотоведение и рыболовство, культура народов Севера, история Югры, национальные виды спорта, декоративно-прикладное искусство. Чтобы ребята лучше усваивали материал, учебно-методические пособия постоянно разрабатываются. «Игровая культура – основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения разных народов, поэтому мы ежегодно в рамках Форума национального единства проводим семинар-практикум «Этноигротека: знакомство с настольными играми коренных малочисленных народов Югры из природных материалов», – добавила Надежда Костылева. С сентября С 2020 года в Сургутском и Белоярском районах реализуется Концепция развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Югры. Там были открыты первые стойбищные школы-сады для детей. «Особенность этой образовательной модели в интеграции семейной и традиционной форм обучения. Это позволяет сохранять исконную культуру коренных малочисленных народов Севера, их аутентичную языковую среду. В этом учебном году их посещают 18 ребят от 3 до 7 лет», – акцентировала Надежда Костылева. Выпускники из числа коренных малочисленных народов Севера продолжают обучение в профессиональных образовательных организациях. 380 человек получают высшее образование, более 850 – среднее профессиональное. Некоторые уезжают в другие российские вузы на условиях целевого обучения. Два года назад в Югре начал работать проект «Этнокультурный банк – система». Он позволяет в режиме реального времени студентам, аспирантам, преподавателям родных языков, обучающимся общеобразовательных организаций финно-угорского сообщества в сети интернет ознакомиться с культурным наследием обско-угорских народов, в том числе с материалами на родных языках. Этот проект позволит повысить престиж и важность изучения родных языков. «Ежегодно в автономном округе проходят конкурсы профессионального мастерства «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», наши педагоги каждый год принимают участие во Всероссийском мастер-классе учителей родных, включая русский, языков. А в 2019-2020 учебном году Нижневартовский государственный университет открыл педагогическое направление с правом преподавания родных языков и литератур коренных малочисленных народов Севера: «Хантыйская филология» по квалификации – магистратура», – отмечает издание. Также в Югре работает специализированный научный центр – Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. На интернет-платформе учреждения созданы и постоянно обновляются электронные ресурсы по родным языкам коренных малочисленных народов Севера: электронная библиотека, электронный депозитарий, который обеспечивает массовый доступ пользователей к нематериальному культурному наследию ханты, манси и лесных ненцев. «Родной язык важен для укрепления культурной самобытности и сохранения семейных связей. Его сохранение имеет решающее значение для развития личности», – сообщает издание.
Начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера департамента образования и молодежной политики Югры Надежда Костылева выступила на Всероссийском форуме национального единства. Во время обсуждения актуальных вопросов по сохранению и поддержке родных языков в преддверии Международного Десятилетия родных языков коренных народов мира она отметила: «Окружное законодательство гарантирует представителям коренных малочисленных народов Севера, проживающим на территории округа, право на получение основного общего образования на родном языке, возможность права обучения на родном языке в местах компактного проживания коренных народов, а также приоритетность проведения научных исследований в области языковых проблем коренных малочисленных народов Севера». В 2019 году утвержден план мероприятий, который направлен на повышение доли носителей родного языка на 2020-2024 годы. Чтобы обмен опытом между регионами был продуктивнее, в Югре проводится Форум учителей родных языков малочисленных народов Севера с участием финно-угорских и самодийских народов, в том числе мастер-класс учителей родных языков. Кроме того, в регионе работает научно-координационный совет по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. Надежда Костылева добавила, что сегодня хантыйский, мансийский и ненецкий языки в Югре изучают в детских садах, школах и в учреждениях дополнительного образования. Постоянно родные языки изучают более двух тысяч детей. «Ежегодно в конкурсных мероприятиях принимают участие более 600 обучающихся: «Югра литературная», «Голоса книг писателей Югры», «Литературные места Югры», «Угорское наследие» на лучшее озвучивание произведений югорских авторов на родных или русском языках. Проводится региональный этап олимпиады школьников Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера. В октябре 2019 года впервые олимпиада проведена для обучающихся образовательных организаций профессионального образования автономного округа», – пишет ugra-news. В школах идет обучение десяти учебных предметов – родной язык, родная литература, краеведение, география Югры, экология Югры, охотоведение и рыболовство, культура народов Севера, история Югры, национальные виды спорта, декоративно-прикладное искусство. Чтобы ребята лучше усваивали материал, учебно-методические пособия постоянно разрабатываются. «Игровая культура – основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения разных народов, поэтому мы ежегодно в рамках Форума национального единства проводим семинар-практикум «Этноигротека: знакомство с настольными играми коренных малочисленных народов Югры из природных материалов», – добавила Надежда Костылева. С сентября С 2020 года в Сургутском и Белоярском районах реализуется Концепция развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Югры. Там были открыты первые стойбищные школы-сады для детей. «Особенность этой образовательной модели в интеграции семейной и традиционной форм обучения. Это позволяет сохранять исконную культуру коренных малочисленных народов Севера, их аутентичную языковую среду. В этом учебном году их посещают 18 ребят от 3 до 7 лет», – акцентировала Надежда Костылева. Выпускники из числа коренных малочисленных народов Севера продолжают обучение в профессиональных образовательных организациях. 380 человек получают высшее образование, более 850 – среднее профессиональное. Некоторые уезжают в другие российские вузы на условиях целевого обучения. Два года назад в Югре начал работать проект «Этнокультурный банк – система». Он позволяет в режиме реального времени студентам, аспирантам, преподавателям родных языков, обучающимся общеобразовательных организаций финно-угорского сообщества в сети интернет ознакомиться с культурным наследием обско-угорских народов, в том числе с материалами на родных языках. Этот проект позволит повысить престиж и важность изучения родных языков. «Ежегодно в автономном округе проходят конкурсы профессионального мастерства «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», наши педагоги каждый год принимают участие во Всероссийском мастер-классе учителей родных, включая русский, языков. А в 2019-2020 учебном году Нижневартовский государственный университет открыл педагогическое направление с правом преподавания родных языков и литератур коренных малочисленных народов Севера: «Хантыйская филология» по квалификации – магистратура», – отмечает издание. Также в Югре работает специализированный научный центр – Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. На интернет-платформе учреждения созданы и постоянно обновляются электронные ресурсы по родным языкам коренных малочисленных народов Севера: электронная библиотека, электронный депозитарий, который обеспечивает массовый доступ пользователей к нематериальному культурному наследию ханты, манси и лесных ненцев. «Родной язык важен для укрепления культурной самобытности и сохранения семейных связей. Его сохранение имеет решающее значение для развития личности», – сообщает издание.