Банк России в пятницу на очередном заседании в четвертый раз за год поднял ключевую ставку. На этот раз сразу на два пункта – с 13 до 15 процентов годовых. Это означает, что коммерческим финансовым организациям стало дороже брать деньги у регулятора. А стало быть и услуги банков, основная среди которых – кредитование, тоже подрастут. Это, впрочем, касается и вкладов. Привлекать деньги россиян будут на более выгодных условиях. Так происходит всегда, когда основной курсор – та самая ключевая ставка – меняется. Мера призвана снизить давление на рубль, а также снизить инфляционные ожидания.
Со значительной долей вероятности после этого решения среди населения упадет интерес к новым кредитам. С одной стороны, это минус, который притормаживает развитие экономики, но только в том случае, если решение долгосрочное. С другой стороны, позволяет производителям осмотреться и, возможно, принять оптимизационные решения.
К примеру, около половины новых легковых автомобилей в нашей стране продается в кредит. Нередко на приобретение авто берут не узко сегментированный, а потребительский займ, еще выше поднимая процент машин, приобретенных с банковским участием. Сургут остается одним из самых автомобилизированных городов России. Теперь у части из тех, кто подумывал в ближайшее время обновить железного друга, есть время подумать над решением или озадачиться решением других проблем. Среди таковых, не уходя при этом от темы, можно выделить паркинг. Сегодня на рынке пока достаточно предложений о приобретении машиномест. Вместе с тем в Сургуте изменился норматив, по которому застройщики обязаны рассчитывать количество парковок у новостроек. Если раньше на одну машину должны были строить одно стояночное место, сейчас установили привязку к площади.
Российский эксперт в области организации транспортной среды и урбанистики Михаил Блинкин несколько лет назад характеризовал ситуацию в Сургуте с точки зрения автомобилизации как довольно напряженную. При проектировании города в 70-ые закладывалось, что вероятность встречи двух машин в одной арке жилого пятиэтажного дома будет не выше ноля целых и еще нескольких знаков после запятой. 53 года назад, по результатам всесоюзной переписи населения, в Сургуте жили 34 тысячи человек – почти в 12 раз меньше, чем сейчас. Но основной каркас строился и закладывался тогда. Ровно с той шириной магистралей, что и сегодня – проспекты Набережный, Ленина, Мира, Энергетиков, Майская, Пушкина, Островского, Мелик-Карамова и многие другие. Та же история и с дворами. Сейчас в Сургуте более 200 тысяч машин. Официально, по которым начислены налоги на имущество только физических лиц, 170 тысяч единиц. Еще десятки тысяч – на балансе предприятий или зарегистрированы в других муниципалитетах Югры и страны.
«Сейчас уровень транспорта в нынешних реалиях близок к критическому. Все мы видим, как изменяется время передвижения по Сургуту. За последние 10 лет в два раза увеличилось. Мы же многие являемся участниками дорожного движения. Здесь сбалансированный подход нужен. И машины должны быть, и автобусы, и места должны быть, где пешеходам прогуляться, пройти», – отметил заместитель председателя думы Сургута по городскому хозяйству Богдан Гужва.
Пока же не разгуляться, откровенно говоря. Сейчас время, когда убить пытаются двух зайцев, то есть и автовладельцам угодить, и комфортную среду развивать. История закрытых дворов, территорий без машин, которую исповедуют многие застройщики, как раз укладывается в эту идеологию. В администрации Сургута нам сообщили, что ранее действовали нормативы, согласно которым при возведении дома застройщик обязан был предоставлять на одну квартиру одно машиноместо. Хватает ли? Как показал наш опрос – в редких случаях.
10 июля 2023-го власти Сургута подписали постановление № 3455 «Об изменении нормы обеспечения машиноместами новостроек». Теперь одна стоянка приходится на 114 квадратных метров общей площади многоэтажки. В мэрии считают, что это приведет к улучшению благоустройства придомовых территорий. Депутаты разделяют позицию.
«Дворы наши, в которых мы с вами живем, они в первую очередь для пешеходов. Они не для того, чтобы была необходимость, возможность, каждому, подчеркну, собственнику квартиры, поставить на парковку. На примере микрорайона 30-го вы можете увидеть, в середине микрорайона колоссальные поля из парковок. Что происходит, когда эти машины все начинают заводиться? Как это сказывается на экологии?» – спросил Богдан Гужва.
В Сургуте, безусловно, есть потребность в машинах. У нас холодный климат, существует удаленность образовательных учреждений и мест работы от домов, идет только стартовавшая реформа общественного транспорта. До карпулинга – это система совместного использования автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков, нам тоже еще далеко. Поэтому главная ближайшая цель – разумное сосуществование с нашими железными друзьями. И не в ущерб комфортной среде.
«Представить, что в высотном микрорайоне будет открытая плоскостная парковка. Это к чему приведет, это приведет к тому, что либо у нас будет очень-очень высокая одна свечка на этой территории, а все остальное будет закатано в асфальт. Вы приехали на свою территорию к огромной свечке, не нужно за подземный паркинг платить, просто оставили автомобиль на любом месте, которого там будет много. Наверное, такой вариант был бы привлекателен только в головах, пока ты не заселился на эту территорию. Поэтому уход в подземный паркинг как в инженерное сооружение представляется неизбежным в современных условиях, особенно высокоплотной застройки, как это происходит в Сургуте», – прокомментировал заместитель генерального директора Сибпромстроя Николай Епифанов.
Сибпромстрой – не только один из ведущих застройщиков в Югре, но и крупнейший оператор подземных автостоянок. По крайней мере, пока. Осенью компания объявила акцию «Паркинг за полцены». Она актуальна для жилых комплексов, которые возвела группа компаний в Сургуте. Стоимость стандартного машиноместа – в среднем 200 тысяч рублей, мотоциклетное обойдется в сумму от 25 тысяч рублей. Руководством Сибпромстроя принято решение о завершении такой практики, как сдача парковок в аренду. За исключением, в частности, дома социального найма на Захарова, 12/2, где услугу планируют сохранить. Причина решения – в высокой себестоимости, одновременно с низким спросом на аренду. Подземная стоянка –сложное и дорогостоящее сооружение. Окупаемость одного машиноместа с учетом только эксплуатационных и строительных затрат составляет 45 месяцев при условии полной заполняемости парковок. В реальности же процент востребованности не превышает 15 пунктов. В таком случае срок возврата вложенных средств возрастает более чем в пять раз.
«Окупаемость 1 машиноместа составляет больше 23 лет. А теперь давайте найдем в России хотя бы один бизнес, который дожил до сегодняшнего дня, крупный бизнес, который имеет точку окупаемости в 23 года. И это без поправки на инфляцию. Строительная себестоимость 1 парковочного места у нас составляет около 400 тысяч рублей», – добавил Николай Епифанов.
Стимулировать интерес пробовали, в том числе давая возможность абсолютно бесплатного пользования сооружениями. Но даже тогда заполняемость подземных стоянок заметно не увеличивалась. Сейчас же, в ходе акции по продаже машиномест за 50 % от стоимости, в некоторых комплексах количество забронированных машиномест приблизилось к 100 процентам. Новые владельцы получат возможность влиять на управление имуществом, внедрять дополнительные услуги и сервисы. Компания около десяти лет вынужденно, поскольку паркинги не были востребованы, хранила инвестиции в бетоне, тащила бремя эксплуатации от непрофильного вида деятельности, выполняла и некую социальную миссию.
«Во-первых, была надежда на то, что люди начнут рассчитываться с ипотечными кредитами, кредитное бремя будет снижаться, в этих условиях появится возможность приобретения паркингов. Ну и второе, это нежелание поднимать социальное недовольство. Все-таки Сибпромстрой за годы своей работы показал, что это социально ориентированная компания, это касается и участия в аукционах по реализации недвижимости, ну и многих-многих других проектов», – добавил Николай Епифанов.
Личное авто – это еще и вложение в себя. При устройстве на работу транспорт может принести бонус в виде зарплаты повыше или расширит выбор мест трудоустройства. А значит, машина еще и средство для извлечения материальных и других благ, в том числе получения личного комфорта. Последнее желание нередко служит толчком для покупки, например, жилья в доме комфорт или бизнес-класса. Логично, что за более высокое качество жизни нужно будет доплатить. И речь не только о квадратных метрах квартиры. Это чаще всего как раз таки паркинг.
Парковки в современной России все чаще уходят под землю. Там они не нарушают различные нормативы по удаленности от окон высоток, от социальных объектов. Так было и в советские годы, когда строились гаражные кооперативы. Каждый был рассчитан на несколько микрорайонов, но они в основном были свободны от машин. Такие товарищества собственников крытых стоянок существуют и сейчас, но все чаще там пробует свои силы и окрыляется малый бизнес. Авто же окончательно перекочевали под наши с вами окна. Прячут их в безопасное место ради собственного комфорта единицы. По данным на конец лета, крупнейший в Сургуте оператор подземных стоянок у дома Сибпромстрой фиксировал 16-процентный спрос на услугу. Из более чем восьми тысяч стоянок на минусовых этажах высоток занято было чуть более тысячи мест. Ситуация, правда, изменится очень скоро. Арендовать подземный паркинг с 1 января будет нельзя, а права собственности на стоянки прямо сейчас еженедельно оформляют сотни жителей. Это значит, что в некоторых дворах, наконец, станет чуточку свободнее.