Это не только текущая ситуация и сиюминутные меры, которые необходимо принять, чтобы снизить поток жалоб на долгое ожидание автобусов или невозможность уехать куда-либо после девяти вечера. Главное в документе – прогноз и перспективы развития. Подрядчик, это питерская инженерно-консалтинговая компания «Янэнерго», предусмотрела не только реновацию маршрутной сети, перераспределение линий, по которым будет следовать общественный транспорт, но и необходимость существенного обновления подвижного состава, организацию выделенной для автобусов полосы, установки контроллеров движения, датчиков наполненности салонов и многое другое. Предлагается изменить схему оплаты за проезд. Деньги будут брать собственно не за вход пассажира, а за время, которое он провел, добираясь из точки А в точку Б. При этом количество пересадок значения иметь не будет. Так, сделав поездки доступнее, повысят пассажирский спрос, который через несколько лет позволит отказаться от субсидирования бюджетом убыточной на сегодня отрасли без резкого скачка цен. Как на скорость движения повлияют умные светофоры, когда они заработают и чем прямо сейчас помогают водителям дополнительные секции, которые устанавливают на консолях у некоторых перекрестков? Представленная руководителям администрации Сургута комплексная схема организации транспортного обслуживания населения выглядит революционно. Аналитики, проведя опрос общественного мнения, замерив загруженность дорог, перекрестков и автобусов составили перечень недостатков. Их довольно много. Начиная от банальных пробок и плохого асфальта, заканчивая отсутствием четкого графика движения общественного транспорта, его малым количеством, неразвитой маршрутной сетью и перегруженностью в часы пик. Критикуя, предлагай. Среди последнего, например, строительство полутора сотен новых остановок и реконструкция старых пунктов, обновление как минимум 40 процентов подвижного состава, создание выделенной полосы для общественного транспорта. Ее можно сделать на проспекте Ленина. «Введение этой полосы увеличит скорость общественного транспорта в среднем на 3 км/час, по расчетам моделирования. А скорость индивидуального транспорта сократится незначительно – на 0,5 км в час. Был вариант рассмотрен на 30 лет Победы. Но с учетом того, что реконструкция данной улицы не предполагается в ближайшей перспективе, соответственно, введение данной улицы пока что не целесообразно», – рассказал руководитель транспортного отдела ООО «Янэнерго», руководитель проекта по разработке комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения Александр Соколов. Почти четыре километра на проспекте Ленина – единственный фрагмент всей улично-дорожной сети Сургута, где возможно отдать одну из полос автобусам и маршруткам без значительного ущерба автомобилистам. Сделать это позволят и ширина проезжей части, и планируемая реновация. В январе-феврале чиновники городской мэрии как раз формируют пожелания для проектировщиков, которые заняты разработкой документа будущей центральной магистрали. «Можем ваше предложение включить как раз. У нас рабочая группа очередная по выработке техзадания, можно как раз тогда. Только учитывая информацию, которую нам предоставили, чтобы потом не ссылаться на кого-то, давайте сделаем», – сказал заместитель главы Сургута Алексей Жердев. Есть несколько вариантов оптимизации маршрутной сети. Каждый из них в разной степени предлагает отмену, создание и корректировку направлений следования автобусов. Среди других новаций, например, введение повременного тарифа. Он позволяет совершить неограниченное количество пересадок в течение предоплаченного времени. Например, в Екатеринбурге полчаса пути пассажира из точки А в точку Б стоят 28 рублей. При этом неважно, сколько автобусов сменил человек, пока доехал. За всем будет следить автоматизированная система оплаты поездок. Также предполагается отказ от автобусов малого класса. «В перспективе предлагаем полностью исключить подвижной состав малого класса и будет маршрутная сеть обслуживаться только подвижным составом большого и среднего класса, что положительно повлияет на комфорт, качество обслуживания населения общественным транспортом. Все маршрутки будут переведены на регулируемый тариф, соответственно, в ближайшей перспективе у нас маршруток не будет», – добавил Александр Соколов. Регулируемый тариф для всех подразумевает рост бюджетных траншей в поддержку перевозчиков. Город ежегодно переводит им около миллиарда рублей, покрывая разницу между реальными расходами предприятия и выручкой от продажи билетов. Сейчас помогают транспортным компаниям, работающим на двух-трех десятках маршрутов. Понятно, что в случае, если их, как и планируется, станет 56, расходы вырастут как минимум вдвое. Однако на практике, предполагают разработчики модели, все будет не совсем так. «Это система завязана на едином операторе, который позволяет под себя забрать все в принципе маршруты – и коммерческие, и некоммерческие, и за счет объема позволять, сами знаете, есть маршруты, которые в большей субсидии нуждаются, есть, которые в меньшей. И за счет перераспределения самих не только потоков, а финансовых потоков, позволяет делать, усреднить», – прокомментировал заместитель главы Сургута Николай Кривцов. Оператор, направляющий нужный объем субсидий на те маршруты, которые в этом нуждаются, будет лишним звеном на втором этапе. Предполагается, что рост пассажиропотока на половину с нынешних 16-18 миллионов в год до 26-ти позволит говорить о безубыточности перевозок. Тренд для этого сформирован. Разработчик комплексной системы организации транспортного обслуживания населения Сургута провел социологическое исследование. В опросе приняли участие три тысячи горожан. Оказалось, что доля тех, кто пользуется общественным транспортом, за два года увеличилась на 10 пунктов и достигла 38 процентов. С ростом пассажиропотока чаще стали и критиковать. Сургутяне недовольны работой светофоров, пробками, расписанием движения. Расшить эти вопросы должна помочь интеллектуальная транспортная система. «Поэтапный ввод в эксплуатацию этой интеллектуальной транспортной системы начнется с 22 года. В настоящее время город создает необходимую для запуска системы техническую инфраструктуру», – сказала губернатор Югры Наталья Комарова. «Программа ИТС – интеллектуальная транспортная система. И в ИТС у нас будут задействованы однозначно все перекрестки, которые максимально загружены на сегодняшний день. Это около 40 перекрестков», – добавил Николай Кривцов. В ИТС помимо десятков параграфов в перечне необходимых работ активно представлено светофорное регулирование. Город уже закупил видеодетекторы и датчики транспорта. Сейчас измерители планируют установить на некоторых перекрестках и проанализировать, как они работают. Точки на время тест-периода согласовывают с поставщиком оборудования. «Мы планируем установить на перекрестке Белый Яр – Нефтеюганское шоссе/Тюменский тракт. Хотим активно поработать с улицей Университетской, там у нас 3 пешеходных перехода плюс 5 светофоров – 8 светофоров взять там. Сейчас согласовываем, потянут ли они 8 светофоров сразу на Университетской или же, допустим, остановимся на 2-3. Хотелось бы взять все, чтобы они сделали, и мы попытались организовать что-то типа зеленой улицы, зеленой волны», – объяснил директор Горсвета Станислав Кузнецов. А прямо сейчас модернизируют целый ряд светофоров на перекрестках Сургута. Под основной консолью монтируют дополнительные секции. Бело-лунный мигающий знак со стрелкой и фигуркой человека зажигается одновременно с основным зеленым сигналом. Он предупреждает о наличии за поворотом пешеходного перехода. Одна из целей нововведения – дополнительная безопасность участников движения. «Это информационная секция светофора с режимом бело-лунного мигания. Она предназначена для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по переходу, на который они поворачивают. Не дает права поворачивать при запрещающем сигнале светофора», – проинформировал начальник отдела организации дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Сургуту Борис Юзеев. Основным фактором, который побудил власти города потратиться, стала возможность укоротить пробки в Сургуте. Ранее госстандарт в области безопасности дорожного движения указывал, что пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе недопустимо. Именно поэтому по всей стране, в том числе в нашем городе алгоритмы на перекрестках перенастроили. Последние изменения в правилах позволяют вернуться к прежнему режиму. Но только там, где интенсивность движения пешеходов и транспорта в часы пик соответствует прописанным в документах требованиям, а на светофорах установлены дополнительные информационные секции. Как раз такие, бело-лунные, как начали монтировать в Сургуте. Отмечается, что там, где все условия соблюдены, пропускная способность перекрестков может вырасти на 20-30 процентов. «Если определенная интенсивность выдерживается, то такую дополнительную секцию можно устанавливать, и можно двигаться «на просачивание», то есть водитель должен уступить пешеходу. Мы сейчас этим занимаемся, закупили дополнительные секции, сделали четыре перекрестка. Сейчас по мере, допустим, определения, мы же все считаем, проверяем эти вещи, где позволяет интенсивность движения и где необходима дополнительная секция, будем делать. Мы закупили около 20 секций. Планируем определенные светофоры делать», – поделился планами Станислав Кузнецов. Зеленой волны сургутским водителям и пассажирам общественного транспорта придется подождать несколько лет. Управление городским движением – очень тонкая материя. Перенастройка одного светофора по цепочке тянет за собой необходимость вмешиваться в алгоритмы работы других устройств, расположенных дальше. Даже пара дополнительных секунд зеленого сигнала светофора может стать причиной затора на следующем перекрестке. Поэтому каждое изменение анализируют и просчитывают чуть ли не вручную. Но искусственный интеллект уже на пути в Сургут. После установки и настройки автоматизированной системы управления дорожным движением контроль за улицами перейдет к автоматике.
Это не только текущая ситуация и сиюминутные меры, которые необходимо принять, чтобы снизить поток жалоб на долгое ожидание автобусов или невозможность уехать куда-либо после девяти вечера. Главное в документе – прогноз и перспективы развития. Подрядчик, это питерская инженерно-консалтинговая компания «Янэнерго», предусмотрела не только реновацию маршрутной сети, перераспределение линий, по которым будет следовать общественный транспорт, но и необходимость существенного обновления подвижного состава, организацию выделенной для автобусов полосы, установки контроллеров движения, датчиков наполненности салонов и многое другое. Предлагается изменить схему оплаты за проезд. Деньги будут брать собственно не за вход пассажира, а за время, которое он провел, добираясь из точки А в точку Б. При этом количество пересадок значения иметь не будет. Так, сделав поездки доступнее, повысят пассажирский спрос, который через несколько лет позволит отказаться от субсидирования бюджетом убыточной на сегодня отрасли без резкого скачка цен. Как на скорость движения повлияют умные светофоры, когда они заработают и чем прямо сейчас помогают водителям дополнительные секции, которые устанавливают на консолях у некоторых перекрестков? Представленная руководителям администрации Сургута комплексная схема организации транспортного обслуживания населения выглядит революционно. Аналитики, проведя опрос общественного мнения, замерив загруженность дорог, перекрестков и автобусов составили перечень недостатков. Их довольно много. Начиная от банальных пробок и плохого асфальта, заканчивая отсутствием четкого графика движения общественного транспорта, его малым количеством, неразвитой маршрутной сетью и перегруженностью в часы пик. Критикуя, предлагай. Среди последнего, например, строительство полутора сотен новых остановок и реконструкция старых пунктов, обновление как минимум 40 процентов подвижного состава, создание выделенной полосы для общественного транспорта. Ее можно сделать на проспекте Ленина. «Введение этой полосы увеличит скорость общественного транспорта в среднем на 3 км/час, по расчетам моделирования. А скорость индивидуального транспорта сократится незначительно – на 0,5 км в час. Был вариант рассмотрен на 30 лет Победы. Но с учетом того, что реконструкция данной улицы не предполагается в ближайшей перспективе, соответственно, введение данной улицы пока что не целесообразно», – рассказал руководитель транспортного отдела ООО «Янэнерго», руководитель проекта по разработке комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения Александр Соколов. Почти четыре километра на проспекте Ленина – единственный фрагмент всей улично-дорожной сети Сургута, где возможно отдать одну из полос автобусам и маршруткам без значительного ущерба автомобилистам. Сделать это позволят и ширина проезжей части, и планируемая реновация. В январе-феврале чиновники городской мэрии как раз формируют пожелания для проектировщиков, которые заняты разработкой документа будущей центральной магистрали. «Можем ваше предложение включить как раз. У нас рабочая группа очередная по выработке техзадания, можно как раз тогда. Только учитывая информацию, которую нам предоставили, чтобы потом не ссылаться на кого-то, давайте сделаем», – сказал заместитель главы Сургута Алексей Жердев. Есть несколько вариантов оптимизации маршрутной сети. Каждый из них в разной степени предлагает отмену, создание и корректировку направлений следования автобусов. Среди других новаций, например, введение повременного тарифа. Он позволяет совершить неограниченное количество пересадок в течение предоплаченного времени. Например, в Екатеринбурге полчаса пути пассажира из точки А в точку Б стоят 28 рублей. При этом неважно, сколько автобусов сменил человек, пока доехал. За всем будет следить автоматизированная система оплаты поездок. Также предполагается отказ от автобусов малого класса. «В перспективе предлагаем полностью исключить подвижной состав малого класса и будет маршрутная сеть обслуживаться только подвижным составом большого и среднего класса, что положительно повлияет на комфорт, качество обслуживания населения общественным транспортом. Все маршрутки будут переведены на регулируемый тариф, соответственно, в ближайшей перспективе у нас маршруток не будет», – добавил Александр Соколов. Регулируемый тариф для всех подразумевает рост бюджетных траншей в поддержку перевозчиков. Город ежегодно переводит им около миллиарда рублей, покрывая разницу между реальными расходами предприятия и выручкой от продажи билетов. Сейчас помогают транспортным компаниям, работающим на двух-трех десятках маршрутов. Понятно, что в случае, если их, как и планируется, станет 56, расходы вырастут как минимум вдвое. Однако на практике, предполагают разработчики модели, все будет не совсем так. «Это система завязана на едином операторе, который позволяет под себя забрать все в принципе маршруты – и коммерческие, и некоммерческие, и за счет объема позволять, сами знаете, есть маршруты, которые в большей субсидии нуждаются, есть, которые в меньшей. И за счет перераспределения самих не только потоков, а финансовых потоков, позволяет делать, усреднить», – прокомментировал заместитель главы Сургута Николай Кривцов. Оператор, направляющий нужный объем субсидий на те маршруты, которые в этом нуждаются, будет лишним звеном на втором этапе. Предполагается, что рост пассажиропотока на половину с нынешних 16-18 миллионов в год до 26-ти позволит говорить о безубыточности перевозок. Тренд для этого сформирован. Разработчик комплексной системы организации транспортного обслуживания населения Сургута провел социологическое исследование. В опросе приняли участие три тысячи горожан. Оказалось, что доля тех, кто пользуется общественным транспортом, за два года увеличилась на 10 пунктов и достигла 38 процентов. С ростом пассажиропотока чаще стали и критиковать. Сургутяне недовольны работой светофоров, пробками, расписанием движения. Расшить эти вопросы должна помочь интеллектуальная транспортная система. «Поэтапный ввод в эксплуатацию этой интеллектуальной транспортной системы начнется с 22 года. В настоящее время город создает необходимую для запуска системы техническую инфраструктуру», – сказала губернатор Югры Наталья Комарова. «Программа ИТС – интеллектуальная транспортная система. И в ИТС у нас будут задействованы однозначно все перекрестки, которые максимально загружены на сегодняшний день. Это около 40 перекрестков», – добавил Николай Кривцов. В ИТС помимо десятков параграфов в перечне необходимых работ активно представлено светофорное регулирование. Город уже закупил видеодетекторы и датчики транспорта. Сейчас измерители планируют установить на некоторых перекрестках и проанализировать, как они работают. Точки на время тест-периода согласовывают с поставщиком оборудования. «Мы планируем установить на перекрестке Белый Яр – Нефтеюганское шоссе/Тюменский тракт. Хотим активно поработать с улицей Университетской, там у нас 3 пешеходных перехода плюс 5 светофоров – 8 светофоров взять там. Сейчас согласовываем, потянут ли они 8 светофоров сразу на Университетской или же, допустим, остановимся на 2-3. Хотелось бы взять все, чтобы они сделали, и мы попытались организовать что-то типа зеленой улицы, зеленой волны», – объяснил директор Горсвета Станислав Кузнецов. А прямо сейчас модернизируют целый ряд светофоров на перекрестках Сургута. Под основной консолью монтируют дополнительные секции. Бело-лунный мигающий знак со стрелкой и фигуркой человека зажигается одновременно с основным зеленым сигналом. Он предупреждает о наличии за поворотом пешеходного перехода. Одна из целей нововведения – дополнительная безопасность участников движения. «Это информационная секция светофора с режимом бело-лунного мигания. Она предназначена для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по переходу, на который они поворачивают. Не дает права поворачивать при запрещающем сигнале светофора», – проинформировал начальник отдела организации дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Сургуту Борис Юзеев. Основным фактором, который побудил власти города потратиться, стала возможность укоротить пробки в Сургуте. Ранее госстандарт в области безопасности дорожного движения указывал, что пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе недопустимо. Именно поэтому по всей стране, в том числе в нашем городе алгоритмы на перекрестках перенастроили. Последние изменения в правилах позволяют вернуться к прежнему режиму. Но только там, где интенсивность движения пешеходов и транспорта в часы пик соответствует прописанным в документах требованиям, а на светофорах установлены дополнительные информационные секции. Как раз такие, бело-лунные, как начали монтировать в Сургуте. Отмечается, что там, где все условия соблюдены, пропускная способность перекрестков может вырасти на 20-30 процентов. «Если определенная интенсивность выдерживается, то такую дополнительную секцию можно устанавливать, и можно двигаться «на просачивание», то есть водитель должен уступить пешеходу. Мы сейчас этим занимаемся, закупили дополнительные секции, сделали четыре перекрестка. Сейчас по мере, допустим, определения, мы же все считаем, проверяем эти вещи, где позволяет интенсивность движения и где необходима дополнительная секция, будем делать. Мы закупили около 20 секций. Планируем определенные светофоры делать», – поделился планами Станислав Кузнецов. Зеленой волны сургутским водителям и пассажирам общественного транспорта придется подождать несколько лет. Управление городским движением – очень тонкая материя. Перенастройка одного светофора по цепочке тянет за собой необходимость вмешиваться в алгоритмы работы других устройств, расположенных дальше. Даже пара дополнительных секунд зеленого сигнала светофора может стать причиной затора на следующем перекрестке. Поэтому каждое изменение анализируют и просчитывают чуть ли не вручную. Но искусственный интеллект уже на пути в Сургут. После установки и настройки автоматизированной системы управления дорожным движением контроль за улицами перейдет к автоматике.