Как рассказали в управлении по делам ГО и ЧС, на водоемах Югры начался период ледообразования. Если на русле рек этот процесс еще едва заметен, то протоки и озера уже покрывается корочкой льда. «Осенний лед до наступления устойчивых морозов непрочен. С приближением периода ледостава водные объекты представляют повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также эксплуатации маломерных судов. Ледоставом называется процесс установления сплошного ледяного покрова на водотоках и водоёмах. Период ледообразования – довольно опасное сезонное явление на водоемах», – отметили в ведомстве.
Специалисты управления по делам ГО и ЧС администрации города особенно предупреждают родителей несовершеннолетних детей, рыбаков-любителей, охотникоа воздержаться от выхода в период ледостава на водоемы. При этом специалисты напоминают, что соблюдение некоторых правил помогут избежать трагедии.
Первый лед очень коварен и выход на него категорически запрещен. Лед непрочен в местах быстрого течения, стоковых вод и бьющих ключей, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустарников. Крайне опасным и ненадежным является лед под снегом и сугробами.
Опасность представляют собой полыньи, проруби, трещины, лунки, которые покрыты тонким слоем льда. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости в тумане, при снегопаде. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой появится хоть немного воды, это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
Родители должны пресекать игры и шалости детей на тонком льду, не оставлять детей без присмотра у замерзающих водоемов. Постоянно напоминайте и разъясняйте им правила поведения на льду, о мерах безопасности и последствиях нарушения правил.
Условия для плавания маломерных судов в данный период в значительной мере усложняются. Зарождающийся первый лед вдоль берегов затрудняет подходы к ним маломерных судов. В первую очередь этот момент должны иметь в виду обладатели резиновых лодок, так как существует опасность проткнуть баллоны и днище. Поэтому выходы на резиновых лодках необходимо завершить уже сейчас.
При низких температурах окружающего воздуха существует вероятность и обледенения маломерных судов. В результате оседания и замерзания на поверхности корпуса судна и его надстройки, судовых устройствах капель дождя, тумана, парения водоема, мокрого снега, забрызгивания судна во время волны образуется ледяная корка. Замерзающая на поверхности корпуса и надстроек маломерного судна вода в виде корки существенно влияет на его навигационные качества. Увеличивается масса судна, из-за чего ухудшается его плавучесть, т.е. способность судна держаться на воде в требуемом положении относительно воды и перевозить на себе определенное количество людей и грузов.
Ухудшается остойчивость судна, поскольку намораживание ледовой корки происходит неравномерно. Возникает крен судна. Наибольшую опасность обледенение представляет для маломерных судов с небольшим запасом плавучести - маломерные суда, которые имеют малый надводный борт. Если не принять своевременных мер по освобождению судна ото льда, опрокидывание или затопление будет неизбежно.
Для предотвращения трагедии, судоводитель в первую очередь должен воздержаться от употребления алкоголя. Знать особенности эксплуатации своего маломерного судна. Соблюдать правила эксплуатации и маневрирования, соблюдать требования навигационных знаков, одевать термогидростойкую одежду, а поверх нее спасательный жилет. Необходимо знать телефон ближайшей службы спасения и упаковать мобильный телефон в водонепроницаемую упаковку, так, чтобы его легко и быстро можно было достать.
Кроме того, важно знать:
– допустимой нормой выхода на лед одного человека является толщина льда 7 см, для сооружения катка – не менее 12 см, а для массового выхода на лед – 25 см, для проезда на автомобиле – не менее 30 см.;
– прочный лед имеет прозрачный цвет с голубоватым оттенком;
– самыми опасными участками льда являются места с торчащей растительностью, у свай, опор, деревьев, а также береговой зоны. Еще представляет опасность темный и водянистый лед. Он более подвержен к разрушению.