Авиакомпании
Югры перевезли свыше пяти с половиной
миллионов пассажиров, аэропорты обслужили
более 3
миллионов 200
тысяч человек. Это данные прошлого года.
Их озвучили в столице Югры на торжестве
по случаю столетия гражданской авиации.
Краткий
экскурс в историю. Первая регулярная
авиалиния открылась в 1923 году. Кстати,
вековой юбилей с момента выполнения
первого пассажирского рейса еще предстоит
отметить – это произошло 15 июля того
же года, когда была открыта авиалиния
Москва – Нижний Новгород. Протяженность
ее составляла 420 километров, полеты
выполняло Всероссийское общество
добровольного воздушного флота, которое
назвали «Добролет». В Югре авиация
начала развиваться позднее – в феврале
31 года на окраине Сургута очистили
площадку, и прямо на снег приземлялись
такие самолеты, как Поликарпов-1 и 2. В
марте 35-го был совершен первый рейс
Сургут – Самарово. Летом почти 90 лет
назад в нашем городе работал гидропорт,
находившийся в устье реки Черная в
районе нынешней ГРЭС-2.
Ханты-Мансийский
автономный округ славится традициями
воздушного флота. Объединенный тюменский
авиаотряд в годы бурного развития нашего
региона оказывал неоценимую поддержку
нефтяникам, газовикам, строителям.
Самолетами и вертолетами перевозили
специалистов и грузы, с помощью винтокрылых
машин монтировали линии электропередачи
и возводили иные крупные объекты. Сегодня
авиаузел нашего города, например, входит
в двадцатку крупнейших аэропортов
России по пассажиропотоку. И в этом году
поборется за то, чтобы преодолеть отметку
два миллиона человек. Кто
помогает самолетам подняться в воздух
и для кого небо и семья – синонимы.
Славное
прошлое, обязывавшее к высоким достижениям,
стало залогом бурного развития в будущем.
Авиация в Югре, безусловно, востребована.
Была и остается. И речь не только о связи
между странами и городами России. Для
Ханты-Мансийского автономного округа
актуальна тема перевозок внутри региона.
Из Сургута с той или иной периодичностью
лайнеры летают в столицу Югры и Белоярский.
Из окружного центра – тоже в Белоярский,
а также в Игрим, Нижневартовск, Березово,
Кондинский, Болчары и Каму. Летом
направлений больше. Всего же в Югре
открыты 80 взлетных площадок и девять
аэропортов. Три из них – международные.
Ежедневно выполняются более 50 региональных,
внутрироссийских и зарубежных рейсов.
В авиационной отрасли работают четыре
с половиной тысячи жителей ХМАО. Базовый
перевозчик – авиакомпания «ЮТэйр» –
входит в первую шестерку предприятий
России по пассажиропотоку.
«Гражданская
авиация играет ключевую роль в развитии
экономики, социальных связей, развитии
гражданского общества в нашей стране.
И если брать наш регион, то авиация была
самым надежным навигатором для
коммуникации внутри региона тогда,
когда осваивались богатства
Западно-Сибирской нефтегазовой
провинции», – отметила
губернатор Югры Наталья Комарова.
Ключевым
драйвером развития авиации в Югре
остается сургутский аэропорт. Он внес
огромный вклад в окружную статистику.
В аэрогавани имени Фармана Салманова
в прошлом году обслужили 1
миллион 930 тысяч человек. Абсолютный
рекорд. Приняли свыше 11
тысяч рейсов, обработали более двух с
половиной тысяч тонн грузов и почты. В
небо из Сургута поднимались лайнеры 26
авиакомпаний. Они перевозили клиентов
по 41
направлению. Чаще всего пассажиры
покупали билеты до Москвы, Уфы,
Санкт-Петербурга, Махачкалы и Новосибирска.
В следующем году, к 30-летнему
юбилею, аэропорт Сургута может достичь
новой рекордной отметки по пассажирообороту
– два миллиона человек.
Венера
Мрясова почти треть века работает в
отрасли, последние 17 лет – в аэропорту
Сургута. Должность, правда, не совсем
авиационная – специалист по организации
оплаты труда. Однако в авиагавани,
говорит югорчанка, все взаимосвязано:
«Мы ж сидим на работе, каждый момент
слышим – взлеты и посадки, нам все это
слышно. Знаем, что туман, будут сейчас
задержки, значит, мои девочки побольше
побегают в своей службе. Им больше
придется поработать. А потом оно
отражается на зарплате, мы видим, что
они поработали больше, их премируют, мы
все это видим, и эта сопричастность
общая. Вся эта работа. Все службы между
собой связаны при обслуживании самолетов.
Потому что работает куча народу. Все
представляют, что только здесь, агентов
или стюардессу на борту самолета. А ведь
это огромный коллектив, который
обслуживает один самолет».
Это
водители, техники, заправщики, грузчики.
Те, кто отвечает за центровку и
безопасность, кто подвозит пассажиров
к трапу, сопровождает лайнер в небе, а
также повара, медики, спасатели и многие
другие. Большой и дружный коллектив
вместе выполняет задачу по бесперебойной
работе всего авиаузла. Не редкость здесь
и семейные династии.
«Мои
обе дочки нашли своих мужей именно в
аэропорту. И старшая, и младшая, потому
что тесный коллектив, тесная взаимосвязь
всех служб, всех работающих. Девочки
пришли сюда работать, работая здесь, с
ними познакомились. Я их тоже не знала,
потом уже мне их показывали – а вот это
Саша, вот это Кирилл. Знакомились мы
потом, я их не знала. Саша работал
водителем на перроне. Юля, часто бывая
на перроне, взаимосвязано, так и
познакомились, двое детей у них. Лейла
также нашла своего супруга Кирилла в
своей же службе», – рассказала
Венера Мрясова.
«Мы
работаем в одной службе, службе организации
перевозок. Встретились, познакомились,
начали проводить вместе свободное
время. И поняли, что созданы друг для
друга. И решили завести семью», –
поделился
старший диспетчер по центровке и загрузке
воздушных судов АО «Аэропорт Сургут»
Кирилл Овсянников.
«Наверное,
когда он подошел ко мне и предложил
выпить кофе в кофе-тайме нашем. И потом
мы начали уже с ним, с друзьями нашими,
коллегами, вне работы видеться, потом
уже решили, что хотим не только на работе
чаще видеться, но и вне работы. И сделал
предложение. Но при этом мы друг друга
уже знали четыре года, проработали мы
с ним 4 года», – добавила
начальник смены службы организации
обслуживания пассажирских перевозок
АО «Аэропорт Сургут» Лейла Овсянникова.
Сестра
Лейлы Овсянниковой Юлия – также
сотрудница авиагавани. Приехать на
встречу со съемочной группой не смогла,
приболела. С мужем она, как вы уже
догадались, также познакомилась в
аэропорту. У каждого здесь важная и
ответственная работа. Служба организации
перевозок – лицо предприятия. Именно
агенты этого сектора авиаузла регистрируют
пассажиров на рейсы, провожают на борт
воздушного судна.
«При
задержках рейсов нужно быстро среагировать,
что нужно сделать, правильно распределить
ресурсы, агентов, агентов по встрече
прибывающих
пассажиров, также грузчики. Все нужно
быстро решать», – добавила
Лейла Овсянникова.
Супруг
Кирилл – в этой же службе, но отвечает
за центровку и загрузку самолетов.
Работа очень ответственная. У каждого
типа воздушного судна свои ограничения
как по взлетному, так и по посадочному
весу. Важно еще, чтобы центр тяжести
самолета был верно рассчитан. Это не
только математика перед компьютером,
но и контроль на перроне за выполнением
выданных предписаний. Ежедневно Кирилл
с коллегами провожает в путь от 15 до 25
воздушных судов.
«Распределение
пассажиров по зонам, загрузка по
багажно-грузовым отсекам, находим центр
тяжести самолетов на трех этапах – на
земле, в
воздухе
и при посадке, центровку, фактический
вес самолета также на трех этапах. И
также контроль загрузки воздушного
судна – распределение багажа, груза,
почты», – подчеркнул
Кирилл Овсянников.
Кирилл
и Лейла воспитывают двоих детей. Старшая
дочь, говорят, пока не планирует связывать
свою жизнь с небом. Младшая еще маленькая.
А вот двоюродный брат ребят, сын Юлии и
Александра, внук Венеры Мрясовой,
напротив, тянется к авиации и, как говорит
бабушка, хочет продолжить династию:
«Техника его очень интересует. Ему очень
нравятся эти
тягачи,
которые толкают самолеты. Сами самолеты
интересны, через окошко, с разговорами
дома, как это прививается любовь к
авиации. Им это интересно».
«Бегут
смотреть, с какой стороны либо взлет,
либо посадка, наблюдают за этим процессом,
красиво. Интересуются, какой это тип
воздушного судна, какой этот, у
какой
авиакомпании какой воздушный флот.
Интересуются, мы им рассказываем», –
поделился
Кирилл Овсянников.
Авиационная
семья Овсянниковых умеет удивлять.
Кирилл, окончив
учебу, пытался поступить в ГИТИС на
актера театра и кино, но не прошел,
отправился в армию. А вернувшись,
устроился в аэропорт. О том, что так
сложилась жизнь, не жалеет. Напротив,
счастлив. Его супруга Лейла, которая в
следующем году отметит 10-летний юбилей
работы в авиагавани, призналась, что
начала бояться летать: «Вот
не знаю, почему-то у меня такая фобия
появилась. Появилась, ее не было. Наверное,
когда я стала мамой во второй раз, после
этого. Каждый раз лечу, переживаю за
себя, за детей. Хотя я прекрасно знаю,
что экипаж никогда не посадит пассажиров
в самолет, который неисправен. Меня
всегда держит за руку муж, успокаивает
меня. Но при этом я всегда сижу возле
окна, я боюсь летать, но сижу всегда
возле окна. Меня это как-то успокаивает».
Всего
в сургутском аэропорту почти два десятка
династий, их общий трудовой стаж давно
перевалил за вековую отметку. Много и
тех, кто пришел в авиагавань на работу,
а нашел, помимо призвания, еще и вторую
половину. Так у воздушных ворот в Сургут
образовались на данный момент почти
сорок пар, для которых теперь семья и
небо неразделимы. Для них, как и для
остальных причастных к столетнему
юбилею с момента открытия первой
воздушной линии, авиация – давно не
просто слово, а еще и смысл жизни.