В августе на сургутских АГЗС цена на газ перешагнула психологическую отметку – тридцать рублей. К началу октября литр этого вида топлива подрос еще на три рубля. Использовать газ автовладельцам становится все более невыгодно. В августе в Сургуте значительно выросла и цена бензина – в среднем на три рубля. На некоторых станциях какое-то время в розницу топливо и вовсе не продавали. Причину роста стоимости связывали с дефицитом, который, предполагали, образовался из-за пожара на новоуренгойском заводе компании «Газпром переработка». ЧП случилось 5 августа. А предприятие технологически связано с Сургутским ЗСК, где, помимо обширного ассортимента продукции, выпускается несколько видов бензинов. Ситуация стабилизировалась в первых числах сентября. Цена горючего вернулась к прежним отметкам. Например, за литр «АИ-92» в августе просили 50 рублей, сейчас его цена – 46,5. С чем же связано стремительное подорожание газа? Мы спросили у сургутян считают ли они по-прежнему актуальной установку газобаллонного оборудования? Работа Новоуренгойского завода по подготовке конденсата к транспортировке по маршруту Ямал – Европа компании «Газпром переработка» восстанавливается после аварии 5 августа. Напомним, из-за пожара объемы поставокнефтегазоконденсатной смеси на Сургутский ЗСК сократились. Вместе с этим в среднем на три рубля подорожал бензин. Нормализовалась деятельность месяц назад. Если в сентябре цена на этот вид горючего упала до прежних позиций, то стоимость на газ, наоборот, выросла. Голубое топливо с начала года стало дороже примерно на 10 рублей. Эксперты не наблюдают повышенного спроса потребителей на сжиженные углеводороды, сокращенно СУГ, а больше связывают его подорожание с сезонным ростом цен и ЧП на заводе. «Но какого-то там глобального спроса на СУГи или рост их употребления пока не видно, мы не видим. На самом деле, есть же факторы ограничения цены. Мы все прекрасно знаем, что экономически целесообразность СУГов равна стоимости бензина минус 30 %. Когда стоимость СУГов выше, чем эта формула, соответственно, люди уже могут выбирать между, но при условии того, что они совершают разумный, рациональный выбор, то тогда уже переходит на бензин, а не на СУГи», – рассказал вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. Основная продукция Сургутского завода по стабилизации конденсата имени Виктора Черномырдина – широкая фракция легких углеводородов, например, пропана и бутана, этана. Какая-то доля сырья превращается в автомобильное топливо. На сургутских автогазозаправочных станциях сейчас отпускают продукцию по цене примерно 32 рубля. Литр бензина «АИ-92» – 46,5. Разницы между конкурирующим горючим для транспорта практически нет. Тем более что при одинаковом пробеге газа требуется на 10-20 процентов больше, чем бензина. Михаил Костин переоборудовал свой автомобиль три года назад. Рассказывает, что уже привык заправляться по технологии: 10 литров бензина – полный бак газа: «Когда заводишь автомобиль, он заводится на бензине, через какие-то секунды, время, минуты он переключается на газ автоматически сам. Он дешевле бензина, поэтому, хоть и цену подняли, но газ дешевле». Чтобы экономить в поездках на топливе, для начала необходимо установить газобаллонное оборудование. Его монтаж стоит в среднем от 30 до 50 тысяч рублей. Стоимость зависит от модели авто, объема ГБО и его электронной начинки. Например, самая популярная – четвертого поколения. А за установку комплекта пятого – ценник взлетит в три раза. «Установить дорого очень. Мало кто ставит 6 поколение, 5 поколение, оно в разы дороже становится. Если 4 поколение в среднем ценник по городу 30-32 тысячи рублей. 6 поколение может встать вам в 123 тысячи рублей. Зависит от автомобиля тоже», – объяснил руководитель автосервиса Сергей Волков. Журналисты телеканала «Сургут 24» на улицах города поинтересовались у сургутян: с учетом роста цены на газ остается ли выгода? Переоборудовали ли бы они свою машину? – На бензине. Я газ не люблю. Опасный он. – Я считаю, что ездить на бензине более безопасно. И мне кажется, ценник один и тот же. Я бы выбрала бензин. – Выгоднее пешком. – Во-первых, газовое оборудование очень дорогое, второе – это очень надо поставить, пройти все инстанции, это тоже денежные затраты. В-третьих, чтобы отбить это полностью все оборудование, надо будет минимум 3-4 года проездить. – Газ был 32 рубля, бензин сейчас, если дорожать не будет, то оно, в принципе, смотря, какой двигатель и сколько он ест. Вот я, например, на «Газели» езжу, смотря, какой ты груз везешь: если ты пустой, то меньше ест. А так, в принципе, что газ, что бензин одинаково. Директор частного автопарка в Сургуте поделился с нашей съемочной группой своими подсчетами. Роман Абдурахманов отмечает, что регулярно компенсирует топливные расходы своих работников. И с течением времени затраты не стали сильно выше: «На день у него уходит где-то на 700 рублей газа – это было раньше, раз в два дня нужно было заливать на 200 рублей бензина. Это в среднем, если за год брать. Сейчас ты заливаешь бензина на 300 рублей, вместо 200, газа – вместо 700 750 рублей. Это получается примерно две пачки жвачки. Я считаю, газ как был выгодный, так и остался». Экономический эффект при переходе на альтернативное топливо будет виден не сразу: если ездить на автомобиле редко, к примеру, «дом – работа – магазин – дом», то пробег окажется минимальным, и окупится эта затея только через несколько лет. Еще один вариант: перейти на метановое топливо. Природный газ сэкономит бюджет и сохранит экологию. Кроме того, затраты на установку соответствующего оборудования возьмет на себя государство. Только наш регион пока не входит в список субсидированных – ближайший подходящий – Челябинская область. Тем временем 7 октября мировые цены на газ снизились. Как предполагают эксперты, после обращения главы государства Владимира Путина, что наша страна готова помочь стабилизировать цены на энергоносители, то есть на все виды топлива. Дойдет ли волна падения цен до автозаправочных комплексов, покажет время.