Михаил Селюков – депутат Тюменской областной думы, член фракции ЛДПР, вошел в состав парламента еще в 2011 году, с тех пор ведет активную политическую и общественную деятельность. О проектах, идеях и целях депутата, а также о размере депутатского фонда и особенностях работы в период пандемии – в эксклюзивном интервью телеканалу «Сургут 24». – Михаил Викторович, пандемия внесла коррективы во все сферы жизни. А как она отразилась на вашей депутатской деятельности? – Пандемия, объявленная самоизоляция, конечно, сказались на всех. Но мы нашли новые формы работы – проводили дистанционные приемы, заседания комитетов думы и фракции в онлайн-формате. В исключительных случаях можно прибегнуть и к такой практике. Однако полностью переводить в дистанционный режим, например, школы или вузы, как было сделано весной, все-таки не стоит. С одной стороны, это удобно – в любой момент можно провести консультацию, принять экзамены или решить какой-то важный вопрос, но не на постоянной основе. Объясню почему: нет живого общения, нет диалога, нет энергетики, соответственно, страдает и качество образования. – Самоизоляция пришлась кстати для тех, кому не хватало времени остановиться, подумать и сгенерировать что-то новое. У вас в этот период возникли какие-то идеи, которые можно было бы реализовать? – Дайте мне точку опоры, и я переверну мир – вы об этом? Но это не наш метод, потому что мы работаем системно. Когда только начинаешь трудиться, в том числе и в депутатском статусе, думаешь, что надо что-то поменять. Реальность такова, что надо исполнять то, что уже принято на законодательном уровне. Тут к слову другое высказывание: суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Сегодня есть понимание того, что страна у нас огромная, округ большой. То, что стоит первоочередной задачей, скажем, для Радужного или Советского в Березовском районе уже не так актуально. Муниципалитеты живут разными проблемами. Различны уровень жизни, отношения людей, подходы к взаимодействию с градообразующими предприятиями. Восток округа густонаселеннее, здесь больше нефтегазовых компаний, на западе – больше лесного производства, сельхозпредприятий. Поэтому важно, чтобы на местах понимали необходимость исполнения федерального и регионального законодательств. Что касается парламентской деятельности, то мы можем только помочь в чем-то, в том числе и за счет средств депутатского фонда. – И вы, насколько мне известно, направили средства депутатского фонда на популяризацию спортивного и здорового образа жизни. – Именно так. В прошлом году мы профинансировали строительство десяти воркаут-площадок, которые расположены на территории школ. Ограничения, связанные с пандемией коронавируса, внесли коррективы в нашу работу и несколько сдвинули сроки их ввода в эксплуатацию. Тем не менее семь площадок уже готовы и установлены в разных районах города: на территории лицея им. В. И. Хисматуллина, гимназии им. Ф. К. Салманова, гимназии № 2, Сургутской технологической школы и школ № 5, 19 и 44. В следующем году площадки для воркаута появятся в школах № 4, 31 и 45. Я вижу, что сегодня у населения очень высокая потребность в спорте и здоровом образе жизни, но инфраструктура страдает. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы эту ситуацию изменить. До конца года планируем профинансировать строительство еще пяти воркаут-площадок. – У горожан есть еще и потребность в зонах активности в общественных пространствах. В этом направлении работаете? – Безусловно. У нас в планах очень важный проект – ремонт скейтпарка на Сайме. Скейтбординг – тот вид спорта, которым не просто увлекаются, а живут подростки 10-15 лет. Именно он позволяет им оставаться физически активными, проводить время на свежем воздухе, заводить новых друзей, а не делать выбор в пользу времяпровождения где-то в подъездах или в гаджетах. Не хочется ограничиваться одним ремонтом. Надо думать о том, где разместить еще один скейтпарк, турниковые комплексы, детские площадки. Все это сегодня требует пристального внимания. В ближайших планах у нас – обустройство турникового комплекса на территории православной гимназии. – А почему бы не обустроить спортивные площадки не только в школах, но и во дворах жилых домов? – В идеале, конечно, нужно размещать площадки в разных местах. Но здесь есть нюанс. Депутатский фонд – это деньги бюджета, соответственно, направить мы их можем только в бюджетные учреждения. При этом важно, чтобы они не оставались бесхозными. После установки комплексы необходимо поставить на баланс организации, которая будет следить за тем, чтобы они освещались, убирались, были безопасны, вовремя ремонтировались и так далее. Поэтому вариант по установке площадок во дворах многоквартирных домов практически нереализуем. По крайней мере, управляющие компании не берутся за это. А зря, ведь чем больше будет мест, где можно заниматься спортом, тем больше югорчан будут это делать. Но есть работа и в общественных пространствах. Например, велодорожки – большая боль для города. Возьмем тот же парк «За Саймой». Там и люди ходят, и велосипедисты ездят. Все друг другу мешают. Да и качество велодорожек оставляет желать лучшего. В парке грядет реновация. Надо воспользоваться этим и исправить ситуацию. Раз есть спрос, есть желание сургутян заниматься спортом, значит, надо дать им эту возможность. – Давайте раскроем секрет. Какой размер депутатского фонда? – На самом деле, депутатский фонд не так велик, как хотелось бы. В прошлом году у нас было десять миллионов рублей, в этом году из-за сокращения бюджета – только шесть. Но все же, помимо обустройства воркаут-площадок, мы находим деньги на покупку оборудования. В прошлом году закупили его для зала единоборств в «Сибирском легионе», профинансировали «Югории» форму для борцов. Стараемся поддерживать развитие детского спорта. – Работа с избирателями – огромный пласт деятельности депутата. Ваша общественная приемная продолжает работать и в условиях пандемии. С какими проблемами чаще всего обращаются сургутяне? – Обращаются с разными вопросами, но больше всего возмущают жителей тарифы ЖКХ. Печально, но факт – сегодня ни муниципальная, ни коммунальная системы не хотят разбираться с существующими проблемами. И что самое главное – сами люди тоже не хотят этого делать. У нас была инициативная группа людей от одного дома, и их подход такой: вот мы вам пришли рассказали о проблеме, а вы что-нибудь сделайте. К сожалению, в этом есть большая проблема. Когда начинаешь объяснять, что сегодня законодательство заточено таким образом, что у собственника все карты на руках, он может изменить ситуацию сам, а мы можем в этом только помочь, запросы куда-то отправить, проконсультировать, а вникать в проблемы каждого дома, почему у них такой тариф, увы… Да и проблематика большинства вопросов по жилищно-коммунальной тематике упирается именно в нежелание самих людей что-то делать. Конечно, палки в колеса тем, кто хочет что-то изменить, вставляют и управляющие компании, потому что они привыкли работать бесконтрольно. Это другой вопрос. Большинство все же не хотят связываться. А ведь у нас как у собственников сегодня есть право, во-первых, установить тариф на управление многоквартирным домом, а во-вторых, проверить, сколько денег собралось и куда их направили. – Что можно сделать и можно ли, чтобы изменить эту ситуацию? – На мой взгляд, необходимо проводить для людей разъяснительную работу, правовой ликбез, чтобы они понимали, что сегодня на федеральном уровне законодательство позволяет контролировать систему: если вы начнете активно наводить порядок в своем многоквартирном доме, то противодействовать вам точно не будут. С другой стороны, здесь должно быть и желание муниципалитета навести в этой сфере порядок. А у нас все идет так, как идет – по пути наименьшего сопротивления. Если будет инициатива, потихоньку все встанет на свои места. – Вы являетесь депутатом не один год, были сначала в пятом, теперь в шестом созыве Тюменской областной думы. Как известно, депутат – народный избранник… В чем ваш секрет? – Я думаю, в неравнодушии. Любое обращение у нас рассматривается, мы пытаемся помочь, а не просто отписываемся. Люди ценят, когда пытаешься что-то сделать, заставить работать чиновников, контролирующие органы. Ну и не стоит забывать, что депутат – это представитель законодательной власти, а всю работу, которую мы можем ощутить, – это деятельность исполнительной власти. Наша задача – как раз где-то поправить и направить исполнительную власть. То есть быть мостиком между жителями и органами исполнительной власти. Зачастую последние прислушиваются. – А трудности? – Куда же без них. Поначалу возникали трудности и потому, что я представляю ЛДПР. Было предвзятое отношение. К сожалению, некоторые наши партийцы дискредитируют партию. Последний демарш окружных коллег, когда они отказались выбирать губернатора, взяв бюллетени и не поставив в них отметку, как раз об этом говорит. С одной стороны, это можно считать диверсией, с другой, незрелостью. Но как раз это подрывает отношение людей к партии. К тем депутатам, которые хотят быть во власти и не берут ответственность за важные решения, возникает вопрос – для чего они стремятся к власти? Будем разбираться.