Старое покрытие демонтировали на участке проспекта Ленина у Бизнес-центра. Сделали это сотрудники «Сургутнефтегаза». Компания по соглашению с правительством Югры взяла на себя ряд социальных обязательств, в их числе – ремонт покрытия в нескольких муниципалитетах автономии. Сургут, где находится штаб-квартира нефтяной компании, попал в список. И хочется сказать: «Слава богу». Автомобилисты, наверное, согласятся. Кажется, что для того, чтобы пересчитать улицы с идеальным асфальтом, хватит пальцев одной руки. А перечислить, где срочно нужно ремонтировать, не хватит, наверное, ни ладоней, ни ступней. Маяковского ли, Пролетарский проспект, Мелик-Карамова, Индустриальная, Мира, Пушкина, Профсоюзов, Автомобилистов, Югорская... везде нужно латать или лучше перестилать полностью. В каких случаях разбитую дорогу могут перекрыть ради безопасности участников движения, какие магистрали отремонтируют в ближайшие месяцы и можно ли сказать, что дороги в Сургуте как после бомбежки? Дороги, действительно, вечная тема. Без них Сургут в 60-70-ые годы развивался благодаря тяжелой технике. В 80-ые использовали бетонные плиты – вариант всяко лучше, чем гравийная насыпь. Позднее прямо на них укладывали асфальт, мостили бордюры. Даже когда была возможность отказаться от такого типа устройства, заменив плиты на щебенку, сделали выбор в пользу количества. В нулевые летом перестилали за раз чуть ли не полгорода. Эпоха миллиардных дорожных бюджетов ушла в прошлое, цены выросли. И в последние годы в Сургуте ремонтируют по 5-7 километров улиц. «Дороги доведены до ручки, народ возмущается, не только мотоциклисты и автомобилисты. Мы платим налоги, у нас нет дорог. У меня товарищ переехал в Тюмень, там такого нет. Там асфальт не тает весной вместе со снегом, там идет полный контроль над дорожной обстановкой», – рассказал мотоциклист Александр Букреев. Контролируют и в Сургуте. На это каждую весну у чиновников и полицейских уходит много времени. Яма глубиной десять сантиметров и длиной почти полтора метра – убийственная для мотоциклиста, если он ее не заметит, крайне опасна и для автомобилиста. Расположена она прямо на повороте с Маяковского на 50 лет ВЛКСМ. Когда в городе большие выбоины заливали так называемым «зимним» литым асфальтом, эту, по всей видимости, не заметили. Если не увидят и в течение следующей недели, дорожникам грозит штраф до 300 тысяч рублей. А это Производственная улица. Та, что за перекрестком Нефтеюганского шоссе и Маяковского. Промзона. Почти весь километровый участок разбит. Объезжать все те же десятисантиметровые ямы чаще приходится по встречке. Ежедневно наружные экипажи ГИБДД и сотрудники профильного отделения в среднем составляют восемь актов о недостатках дорожного покрытия. Процедура такова: после передачи документа владельцу улицы, у того есть пара часов, чтобы обозначить указанное место и 10 дней, чтобы локально и капитально отремонтировать участок. За нарушение сроков – штрафы. «При администрации города создана комиссия, которая по вторникам производит обследование уличной дорожной сети. Я не думаю, что они мимо этого проезжали, соответственно, туда входят департамент городского хозяйства, МКУ ДДТИЖКК и с обслуживающей организации данных участков дорог, где они выявляют дефекты покрытия, записывают и устраняют», – отметил начальник отдела организации дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Сургуту Борис Юзеев. В России есть ГОСТ на дорожные ямы. Стандарт говорит: длина – не более 15 сантиметров, глубина – не более пяти. Все остальное – ремонтировать. Есть и регламент, по которому разбитую улицу можно перекрыть. «Перекрытие осуществляется владельцами дорог, если, к примеру, что касается дефектов покрытия, по распоряжению главы города. Если примет решение, то будет перекрыта. Сотрудниками ГИБДД осуществляется перекрытие в том случае, если на данном участке создалась ситуация аварийная, которая не терпит отлагательств. При выявлении, если видят, что в данном месте произошло ДТП, второе, третье, то все, решают – неотлагательные меры, принимают решение о перекрытии», – добавил Борис Юзеев. Что касается качества сургутских дорог, оно с трудом выдерживает критику тех, кто по ним передвигается. Специалисты объясняют: виной всему климат и география. Шипы истирают основание – а зимней резиной автовладельцы пользуются 7-8 месяцев в году. Болотистый рельеф, на котором построен город, склонен к подвижкам. А значит, «гуляет» и основание из тех самых железобетонных плит, на которые укладывают асфальт. И впору бы говорить о новых технологиях. «Весной начинаются разговоры о том, что по новым технологиям будет уложен асфальт, который гарантированно будет стужить 3-5 лет, и этот разговор весь забывается весной, когда этот асфальт смывается и уходит, растворяется, как и лед на дороге. Это каждый год происходит. Видимо, это кому-то выгодно», – продолжил мотоциклист. Впрочем, проблема с дорогами остра не только в Сургуте, но и по всей стране. Это западный район Кургана, улица Вторая часовая. Не самый центр, но популярностью пользуется. Двигаться со скоростью больше 10 километров в час – нереально. А это уже Саратовская область. Тем, кто не знает, что означает поговорка «Дорога, как стиральная доска», предлагаем вслушаться в звуки записи. Кампания по ремонту сургутских дорог этого года – семь объектов. Общая протяженность их – почти восемь километров. Власти города согласны – это капля в море. «Могу одно сказать, что этого недостаточно. Будем работать над тем, чтобы увеличить количество и объемы ремонта тех площадей, которые необходимы. Потребность? Потребность, можно сказать, велика, ее вы можете увидеть, проехав по городу», – прокомментировал директор департамента городского хозяйства Сургута Кирилл Киселев. Отремонтируют улицу Крылова, восстановят два участка на Маяковского, три – на Югорском тракте, автолюбители ждут реновацию Мелик-Карамова, Быстринской и Центральной улиц. Локально во всем городе намерены бороться и с колейностью. Осенью введут продолжение улицы Геологической. Она сомкнется с объездной. «Все инженерные сети там уже выполнены, самое главное. Плюс по самой Геологической, от налоговой в сторону объездной дороги, земляные работы выполнены на 95 % всего контракта и уже уложено щебеночное основание, черный щебень, бордюры установлены порядка 80 %. Я думаю, что все заасфальтируем, в сентябре закончим», – объяснил заместитель директора строительной компании «ЮВиС» Юрий Остапенко. Несколько лет назад в Сургуте взяли было курс на организацию города для пешеходов, а не для машин. Общественные пространства строят по 3-4 в год. Предыдущий состав администрации обещал реновацию проспекта Ленина. Его прогулочная зона должна была соединить и центральную площадь, и парк «За Саймой», и «Кедровый лог» и многочисленные скверы. С уходом главного идеолога проекта Алексея Жердева к этой теме пока не возвращались. Хотя избранный глава города Андрей Филатов отмечал, что курс на благоустройство сохранится. Пока же все внимание к дорогам. Их общая протяженность – 270 километров. Если каждым летом ремонтировать по восемь, то жизненный цикл для улиц в Сургуте составит 34 года. Вот только простоят ли они столько?