Посетить ее может каждый желающий до апреля 2026 года
Магистраль «Тюмень-Тобольск-Сургут» строили 10 лет. Полвека назад в город на Оби пришел поезд из 50 вагонов с грузом, общим весом четыре тысячи тонн. Это было в основном оборудование для нефтяников, газовиков, строителей ГРЭС, а также продукты.
Выставка «Магистраль» в Сургутском краеведческом музее посвящена первому составу, который прибыл в экономическую столицу Югры, а также открытию железнодорожного моста через реку Обь и ж/д вокзала.
«Очень много предметов, принятых впервые. Но есть и предметы, которые мы принимали лет 5 назад, несколько лет назад, связанных с одним таким вагончиком. Там часы, разные предметы интерьера вагона. Также в интерактиве представлены лица многих специалистов, их судьбы. Мы должны транслировать и говорить о них», - отметила директор МБУК «Сургутский краеведческий музей» Марина Селянина.
Вернисаж «Магистраль» собрал свыше 500 экспозиций музейного фонда, в том числе интерактивные, видео- и аудиозаписи. В выставочном зале представлено около 100 фрагментов. Это памятные документы, сувенирная продукция, награды, а также фотозона - «боковушка» плацкартного купе.
«Историческая часть о том, как, в принципе, организовалась Свердловская железная дорога, как мы подошли к Тобольску, к Сургуту. Также выставка обогащена предметами техники. Это фрагменты рельс, костыли, также инструменты как путейских рабочих, так и локомотивных рабочих, тех кто ремонтирует сами поезда», - рассказал научный сотрудник МБУК «Сургутский краеведческий музей» Антон Ярмолаев.
«Мне все понравилось, потому что это все родное. Учитывая, что я еще участвовал в составлении этой экспозиции. Это частичка моего труда. Когда листаешь альбом со старыми фотографиями и мысленно переходишь где-то в 10-20-30 лет назад. Примерно такое состояние», - поделился почетный железнодорожник, председатель совета ветеранов Сургутского региона СВЖД Вячеслав Черемисин.
В историческую дату августа 1975-го запечатлен и Рафик Куранов. Он полвека назад был помощником Вячеслава Щербакова - машиниста того самого «Тепловоза Электрического третьей марки — десять семьдесят два», который привел в Сургут первый состав. Но вместе с тем, мужчина принимал участие и в строительстве железной дороги. Стартовое звено на участке пути «Тобольск – Сургут» уложили в октябре 1968-го силами управления «ТюменьСтройПуть» под руководством Дмитрия Коротчаева. Его именем, кстати, позже назвали улицу в нашем городе. Она за железнодорожным вокзалом, параллельно путям. А в 1973-м в Усть-Югане началось строительство железнодорожного моста через Обь.
«Я была школьницей, и мы большой группой отправились на это событие. Конечно, нам, детям, наверное, сложно было оценить масштаб и понимание того, что это за событие. Но это всеобщее ликование, это большая группа людей, которая устремилась туда, где пришел первый поезд. Тогда не было там дороги, были дорожные плиты, песок. Но этот яркий день я запомнила на всю жизнь», - подчеркнула заместитель председателя комитета культуры Сургута Ирина Семковская.
Познакомиться с историей и узнать имена тех, кто принял участие в строительстве и становлении железной дороги на Севере, а также погрузиться в атмосферу этой романтики --путешествия по рельсам – каждый желающий может до апреля 2026-го.