В
ближайшее время
в Свято-Троицком кафедральном соборе
планируют приступить ко второму этапу
росписи внутренних помещений. Сегодня
в молельном зале уже завершили отделку
алтаря. Полностью закончить работы
художники из Томска должны в августе.
Сейчас специально для них в главном
помещении храма устанавливают строительные
леса, которые достигают высоты 12-этажного
здания – мастера займутся росписью
стен и купола.
Напомним,
первый камень Свято-Троицкого кафедрального
собора заложили в 2015 году. К ноябрю
2021-го полностью возвели каркас храма.
Само место – на углу проспекта Мира и
улицы Островского – во время визита в
наш город благословил патриарх
Московский и Всея Руси Кирилл, которого
в Сургуте ждут и на открытии собора. До
этого момента, говорят строители,
остались считанные месяцы.
В
уголках храма, которые будут скрыты от
глаз горожан, побывала наша съемочная
группа.
Девять
колоколов для кафедрального
собора изготавливали в Воронеже. В
Сургут их привезли два года назад. С тех
пор каждый день горожане слышат их звон
в 12 часов дня.
Балки,
на которых держатся колокола, покрыты
корабельным лаком. Он защищает древесину
от влаги. При строительстве каркаса
Свято-Троицкого кафедрального собора
предусмотрели много деталей, которые
помогут простоять ему как можно дольше:
«Это
дверь для входа в подкровельное
пространство. Подкровельное пространство
необходимо осматривать периодически,
потому
что деревянные конструкции кровли нужно
покрывать огнезащитным свойством, то
есть материалом обязательно, утепление
смотреть, где-то протечки, может, где-то
промокание, мало ли, это же все живой
организм».
Пока
лестница звонаря
сделана в черновом варианте. Обустраивать
ее будут в последнюю очередь. Сейчас
основная работа ведется в молельном
зале. В середине апреля закончили роспись
алтаря. Пора приступать к украшению
остальных стен и основания купола. Для
этого строители переносят леса от
боковой части помещения ближе к центру.
Конструкция достигает высоты 12-этажного
здания, поэтому специалисты работают
только со страховкой.
«Ответственность
в том заключается, что нельзя повредить
ни одну картину, ни
один рисунок. Это очень ответственная
работа. Работаем максимально аккуратно,
к стенам не прикасаемся даже руками,
где окрашено. Разбирали, переносили. У
нас возвели ребята все, осталось трапы
сейчас сделать, опоры, чтобы безопасность
была у художников, чтобы
не шаталось ничего, не оступились нигде»,
– рассказал
монтажник ООО «Сибпромстрой-18» Алексей
Седельников.
Для
росписи используют специальные немецкие
силикатные краски. Они не только яркие,
но и долговечные.
«Они
начали выпускать их в 19 веке. И вот в 19
веке здания, которые красили, они и
сейчас
стоят. На них нет срока давности. По
крайней мере, сто лет они стоят точно.
Но внутри храма, я думаю, это будут
тысячелетия. Эта краска дышит, она входит
в поры здания, в бетон, в штукатурку. Она
сама дышит, она не покрывается пленкой.
Хорошо моется только не растворами
мыльными, не активными. Хорошо отмывается
после копоти, освещения и так далее»,
– объяснил
технический директор ООО Творческое
объединение «Благо» Вячеслав Клочков.
Сами
стены отделаны силикатной штукатуркой.
Чтобы краска легла ровно, хорошо высохла
и впиталась, поверхность должна быть
идеально ровная,
а
температура
в помещении – не ниже плюс пятнадцати
градусов. Однако даже после обработки
стен, кисть художников не сразу
дотрагивается до них.
«Вначале
мы делаем картон в натуральную величину,
то
есть то, что есть сюжет на стене, делается
у нас в мастерской здесь, в Томске,
огромнейшая площадь, на полу все это
расстилается, клеятся
картоны и прорисовывается. Потом это
наносится на стену, переводится и потом
уже начинается роспись»,
– добавил
Вячеслав Клочков.
Всего
в храме предстоит расписать пять тысяч
квадратных метров. Сегодня готова лишь
пятая часть, чуть больше. Сюжеты появляются
на стенах не просто так. Например, в
центре алтаря – Святая Троица – главное
изображение собора.
«В
первую очередь рассматривается мотив
именно, кому посвящен храм. Если это
Святой Троице, значит, Святой Троице
должны быть основные моменты отмечены
и в фресковой живописи. Двунадесятые
праздники все обязательно они есть.
Наши святители сибирские тоже все
рассмотрены. Общецерковные наши
святители, как Иоанн Златоуст, Василий
Великий, Григорий Богослов. Это основные
богословы, которые литургисты. Обычно
их пишут в алтаре, справа, слева от
основной иконы»,
– подчеркнул
митрополит Ханты-Мансийский ми Сургутский
Павел.
Нимбы
святых выполнены из сусального золота.
Его по задумке в соборе будет много.
«На
один квадратный метр покрытия сусального
золота нужно 2,15
книжки.
В каждой книжке – 60 листов. Каждый лист
– 9,5
на 9,5
сантиметров. Сейчас сложно сказать,
сколько уйдет. У
нас
смета делается из расчета 4 процента от
общей идет на озолочение,
а
здесь
у нас уйдет намного больше, потому
что по концепции храм должен быть в
цветах лазоревых
и много золота»,
– подчеркнул
Вячеслав Клочков.
Благодаря
тому, что строители переносят леса,
появилась возможность начать укладку
пола.
«Здесь
завезен уже весь гранит с месторождений.
Это казахские, российские – все
месторождения, откуда мы завозили.
Порядка 17 цветов здесь идет, мозаика
выкладывается. Ну и плюс полотенца по
периметру тоже гранитные. Полотенца
решили делать гранит с дубом. Полотенца
– это вот как здесь в алтарной части у
нас расписаны полотенца, так же у нас
идет по всему периметру молельного зала
полотенца, но гранит в сочетании с
деревом»,
– рассказал
директор ООО «Сибпромстрой-18» Сергей
Немберг.
Пол
будут укладывать два месяца. Всего на
него уйдет около
850
квадратных
метров гранита.
«В
самом молельном зале порядка 12-15 цветов,
которые компонуются в мозаику. Вырезается
оборудованием, станки гидроабразивной,
абразивной резки, тоже наше производство.
Это все вырезается в такое большое,
красивое панно»,
– добавил
он.
После
укладки пола приступят к установке
иконостаса. «Ставим
иконостас и уже мелочи доделываем.
Светильники вешаем, паникадило здесь
особое, оно по спецзаказу. Три с половиной
тонны только сам основной светильник,
а потом в нем еще будет люстра большая
внутри. Оно такое комбинированное будет,
особое такое, специально делали для
собора, в других храмах нет. У нас собор-то
в России такой архитектуры не выполнен
нигде, кроме нас. Поэтому, конечно же,
хотелось такие
светильники сделать специальные для
того, чтобы было инклюзив, скажем так»,
– акцентировал
митрополит Павел.
Однако
молельный зал лишь часть той огромной
работы, которую только предстоит
выполнить. Ведь в соборе есть еще два
нижних этажа. На минус первом – парковка,
уровнем ниже – конференц-зал, бытовые
помещения, трапезная.
«Вот
это помещение – трапезная – постарались
бригадиры «Сибпромстрой-18», отделочники
тоже, внести
свою душу, лепту. Тут немножко мы сделали
купольный свод, арки красивые. Потом
тут будет подсветка. Здесь, если посмотрите
справа, то будет витраж, освещение будет
специальное»,
– объяснил
начальник участка ООО «Сибпромстрой-9»
Игорь Дьяченко.
Душу
строители действительно вкладывают в
каждый сантиметр собора.
Порой удивляешься, насколько сильно
специалисты хотят предусмотреть каждую
мелочь.
«Актовый
зал мы оставили на самую последнюю
очередь, потому
что надо разработать дизайн-проект.
Сейчас дизайн-проект в работе, потому
что здесь не просто так, надо чтобы и
шторы были, и занавес какой-то. В том
месте перед экраном будет подиум»,
– продолжил
Игорь Дьяченко.
Внутренними
работами все не заканчивается. Как и
планировали, с потеплением начнется
благоустройство прилегающей территории:
водоотведение, ограждение, озеленение.
Освящение Свято-Троицкого кафедрального
собора запланировано на начало октября.
На церемонию ждут патриарха
Московского и Всея Руси Кирилла.
Еще новости - в нашем Телеграме