Завтра ей исполнится 95 лет
1 февраля 1930-го в селе Табурище, Украинской Советской Социалистической Республики родилась Нина Маховская - четвертый ребенок в семье. Отца она не помнит, так как его арестовали той же весной. Причина - раскулачивание. Впрочем, как вспоминает ветеран, богатой чету не назвать.
«Так какие там богатые! Сколько детей было! Выгнали из дома, все-все забрали. И живность, и все - хату закрыли, запечатали. Работали от зари до зари», - поделилась труженик тыла Великой Отечественной войны Нина Шпаргало.
В сороковые Нина Федоровна работала в колхозе, как и все остальные дети. Подростком она трудилась в полях, выращивая зерно для хлеба и табак для солдат. Потом пропалывали, отделяли листья и стволы растения, нанизывали на проволоку и сушили. Подготовленный материал упаковывали и отправляли в Кременчуг на фабрику. Так годы войны и прошли - в труде.
Много позже Нина Федоровна работала официанткой в ресторане, вышла замуж и родила дочь. Жила молодая семья Шпаргало вместе с родителями мужа. А в 1949-м свекра и свекровь репрессировали. Забрали и Нину Федоровну с новорожденной. Еще немало событий пришлось пережить ветерану...
«В поезде, а вагон какой был? Телячий. Такое маленькое окошечко и решетка. Даже стекла не было. Это было 2 декабря. Через два дня воспаление легких, потому что на стенах снег был. А она же маленькая, не перемотать ничего. И она умерла», - вспоминает Нина Шпаргало.
Когда репрессированных привезли в Хабаровский край, там стояли пятидесятиградусные морозы, вспоминает Нина Федоровна. Приехали они одетые совсем не по погоде: в полушубке и хромовых сапогах. Но уже на следующий день их отправили работать чокеровщиками, подцеплять к трактору срубленные стволы деревьев. Собственных денег хватило, чтобы купить мужу валенки, ватные штаны и фуфайку. А на теплые вещи для женщины средств не хватило.
«Простыней голову замотала вместо платка. Одела его сапоги и ушла на работу. Я до костра подойду в сапогах. Они от снегу растаяли и замерзли. Вышла я от костра, и они замерзли», - рассказала труженик тыла.
В 60-е, когда чета была реабилитирована, Шпаргало переехали в Казахстан, где жила сестра и мама Нины Федоровны. В 38 лет женщина осталась одна с двумя детьми, муж решил уехать на свою Родину. Жизнь складывалась, сын и дочь росли, учились, создавали свои семьи. И в 1981-м ветеран переехала за ними в Сургут. Сегодня Нине Федоровне Шпаргало - 95! Она единственная из своей семьи. Но у нее есть прекрасные продолжатели рода - две внучки, один внук и один правнук. Ветеран общается с ними через мессенджер по видеосвязи и говорит, что ее любимый «телевизор» - это окно в кухне.
«Я только мечтаю, чтобы мои дети и внуки, и правнук были здоровы. Вот это я только мечтаю, и все. За себя я уже не думаю. Уже, как говорится, день прожила, и слава Богу. А ночь прожила - то два раза слава Богу», - сказала Нина Федоровна.