


С конца прошлого года для всех граждан РФ доступно оформление и получение электронного медицинского полиса. Это стало возможным благодаря внедрению Единого федерального регистра застрахованных лиц, который обеспечивает ведение персонифицированного учёта сведений о застрахованных лицах и об оказанной им медицинской помощи в системе ОМС. В основе формирования каждой учетной записи регистра – информационный межведомственный обмен между различными ведомствами. С переходом на цифровой полис ОМС правительством РФ установлен переходный период, который очень важен для отработки всего технологического процесса. Всероссийский союз страховщиков констатирует, что сейчас в ходе информационно обмена выявляются ошибки и неточности в учетных записях.
О том, как ошибки в учетных записях отражаются на правах пациентов на получение гарантированной государством медицинской помощи, и что делать, если вы столкнулись с проблемой некорректных данных электронного полиса рассказывают эксперты системы ОМС.
Отказ в получении медицинской помощи невозможен
В соответствии с требования законодательства все граждане РФ являются застрахованными в рамках программы обязательного медицинского страхования. И если у вас есть полис ОМС, то вы получаете медицинскую помощь по программе государственных гарантий бесплатной оказаний медицинской помощи.
Как подчеркивают в Федеральном фонде ОМС, технические ошибки в учетной записи не могут привести к аннулированию действия полиса ОМС и отказать в медицинской помощи вам не могут.
«В системе ОМС полис может быть аннулирован только в случае смерти застрахованного, лишения гражданства Российской Федерации, а для граждан иностранных государств это окончание разрешения на временное пребывание или аннулирование вида на жительство, лишение статуса беженца. Других причин для аннулирования нет, и застрахованные в полной мере имеют право на получение всех видов медицинской помощи, оказываемых в рамках ОМС», - пояснили в ведомстве.
Вместе с тем, требование о наличии актуального и корректного полиса у пациента в системе информационного взаимодействии между участниками ОМС имеет большое практическое значение.
«Это основа для идентификации застрахованного лица, основной «ключ» для всех последующих действий, связанных с учётом и оплатой оказанной медицинской помощи, а также защитой прав пациентов на качественную и бесплатную медицинскую помощь в системе ОМС», - поясняет советник генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Михаил Пушков.
Когда возникают ошибки в полисе ОМС
Единый регистр застрахованных лиц должен быть всегда актуальным, т.е. содержать самую последнюю информацию по застрахованному лицу, по этой причине в него вносятся изменения при смене фамилии, места регистрации застрахованного лица, замене паспорта, выбора страховой медицинской организации.
«На этом этапе иногда возникают ситуации, при которых у одного гражданина могут появиться несколько вариантов идентифицирующих данных – это так называемые «дубли». Информация вносится как самими застрахованными, так и различными ведомствами. И технически система сама может объединить такую информацию», - поясняет Михаил Пушков.
Проблема заключается в том, что при обращении гражданина за медицинской помощью при предъявлении полиса, паспорта специалист регистратуры поликлиники не может его однозначно идентифицировать, т.е. найти по системе поиска одного застрахованного в регистре, которому бы принадлежали все персональные данные. В этих случаях в некоторых территориях «дубли» не видны операторам в поликлиниках, что неверно трактуется ими как отсутствие полиса ОМС. Как отмечают эксперты системы ОМС, сейчас эти вопросы оперативно решаются на уровне страховых медицинских организаций.
Что делать пациенту в случае обнаружения ошибки в учетной записи
Чаще всего об ошибке вашей учетной записи в Едином регистре застрахованных лиц свидетельствуют некорректные данные о полисе на портале «Госуслуги». Это могут быть следующие ситуации:
-
вы не видите номер полиса у себя в личном кабинете,
-
при обращении за цифровым полисом вам приходит некорректная информация о полисе – например, он приостановлен, или данные не соответствуют бумажному или пластиковому носителю.
Как правило, такие ошибки возникают по одной причине - изменились ваши персональные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения), а также произошла замена документов, подтверждающих личность вследствие достижения возраста, определенного законодательством (14 лет, 20 лет, 45 лет). К сожалению, через портал госсуслуг изменения персональных данных полиса не вносятся. Это могут сделать представители СМО.
Для решения этой ситуации вам необходимо обратиться лично в страховую медицинскую организацию, которая ранее выдала вам полис ОМС или отправить запрос через платформу обратной связи на портале «Госуслуги» и ваше обращение придет в страховую медицинскую организацию либо территориальный фонд обязательного медицинского страхования. В этом случае вопрос с корректностью информации будет решен. Также эксперты системы ОМС рекомендуют в случае смены персональных данных не дожидаться, когда система сама их внесет, а сразу связаться со своей страховой медицинской организацией для внесения новых корректных данных в Единый регистр застрахованных лиц.
